Необычные наручные часы Alain Silberstein…как и когда они появились?
Ключевыми аспектами традиционного часового искусства считались строгость, сдержанность и консерватизм в дизайне. Все изменилось с появлением инновационных технологий, ставших основой для создания кварцевых и электронных часов.
Электронно-кварцевое «нашествие» за несколько лет разрушило сложившуюся веками систему ценностей Haute Horology. В «войне» с инновационными технологиями на стороне баррикад, отстаивающих приоритет механических часов, остался узкий круг производителей.
Именно в это «неспокойное» время начал карьеру часовщика Алан Зильберштейн - человек, хорошо осознающий, что для возрождения традиционного часового искусства необходимо найти свежие решения в области «механических технологий».
Он предложил совершенно новую, отличную от традиционной систему конструирования часов: «Если механические модели воспринимаются людьми как дорогие и сложные игрушки, то почему бы не придать им вид игрушки?»
Так появились часы Alain Silberstein с расписными циферблатами и шуточными надписями, яркими цветными вставками, компьютерным смайликом и разноцветными фигурными стрелками. Однако все эти «несерьезности», которые воспринимаются многими как «шутки» мастера, на самом деле призваны подчеркнуть красоту часовой механики.
|
|
Ален Зильберштейн, он же родоначальник модной механики, он же «архитектор времени»
Ален Зильберштейн - французский архитектор, поклонник конструктивизма, последователь австрийской школы Баухаус. Часовым делом увлекся в 80-х годах прошлого столетия. В 1986 году основал одноименную часовую компанию в городе Безансон (часовая столица Франции), на берегу реки Ду.
Зильберштейн за короткое время завоевал репутацию незаурядного и самобытного мастера, благодаря своим креативным идеям, нестандартному подход к дизайну часов и вопросу времени в целом.
Его первая коллекция была представлена на ежегодной международной выставке BaselWorld в 1987 году. Часовые эксперты назвали эти модели потрясающими, даже немыслимыми.
Часы Alain Silberstein вызвали неподдельный интерес у итальянских и японских специалистов. Но фирма получила заказы только после того, как окончательно определила «начинку» часов.
В часовой индустрии 80-е годы считаются временем «поисков»: на смену классике и устоявшимся традициям пришли неординарные творческие идеи и новые технологии.
Первые коллекции были спроектированы на базе модных в те времена кварцевых механизмов. Но «архитектор времени» быстро отошел от «кварца», славу ему принесла концепция «Механика как развлечение».
Определившись с «внутренним наполнением» часов, мастер стал экспериментировать с дизайном. Он одним из первых выпустил стальные часы с бриллиантами и хронографы, отделанные кожей и мехом. Позднее появились модели в стиле joie de vivre (радость жизни) с яркими акцентами, разнообразными геометрическими формами и игрушечными элементами.
Часы Alain Silberstein сильно выделялись на фоне консервативной эстетики часового мейнстрима. Это насторожило блюстителей чистоты традиций часового искусства: они посчитали творческий подход Зильберштейна слишком авангардным. На самом же деле, его дизайнерские задумки оказались очень востребованными, следовательно, и коммерчески успешными. Вслед за ним многие производители стали использовать яркие краски и полутона в оформлении своих часов.
Ален Зильберштейн, фактически, открыл дизайнерским часам дорогу в Haute Horology. Вовсе не случайно, что его называют родоначальником модной механики. Правда, сам мастер с присущей ему скромностью называет себя «архитектором времени».
Источники вдохновения Алена Зильберштейна
Основные источники вдохновения Алена Зильберштайна – мировая культура, полотна художников и природа.
Большое влияние на его творчество оказали японская и китайская культуры. Подробно ознакомившись с китайской мифологией и изучив большой сборник из Пекинского музея орнаментов со всевозможными узорами и костюмами времен разных династий, Ален Зильберштайн в 2000 г., в год дракона, выпустил лимитированную серию часов из 40 экземпляров. На эмалированных циферблатах моделей изображен дракон с пятью когтями, являющийся символом доброго начала ян. Он также ассоциируется со стихией воды.
Использование эмалированного циферблата в изготовлении этих моделей также обосновано: «Искусство эмали – плод Востока и Запада, для часов к году Дракона как раз то, что надо. Оно попало по Шелковому пути из Франции в Китай, а чуть позже снова вернулось в Европу».
В будущем Зильберштайн намеревается выпустить коллекцию часов с каждым знаком китайского гороскопа. «Работа с китайским календарем – способ показать свое уважение к этой культуре», - отмечает он.
Ален Зилберштайн на всемирной выставке часов и ювелирных изделий BaselWorld 2011 представил на суд любителей часового искусства новую модель, на создание которой его вдохновила картина известного французского художника 20 века Анри Матисса «Гармония в красном».
Все цвета, использованные художником в создании картины, Зильберштайн перенес на циферблат часов.
По словам мастера, будут созданы также модели с «мотивами» картин Жуана Миро и Василия Кандинского.
А в природе Зильберштайн находит новые цвета и материалы, которые способствуют развитию творчества, фантазии и воображения.
Цвет - не безумие и не эксперимент, а естественная часть нашей жизни и нашего мировосприятия
Символами компании Alain Silberstein стали синий квадрат, красный треугольник и желтый круг. Представив функциональные аксессуары в новых ярких цветах, Зильберштейн, фактически, разрушил старые, классические часовые стереотипы, базирующиеся на понятии монохромности.
Традиционно, дорогими считались золотые часы с нейтральной цветовой гаммой. Зильберштейн доказал, что стальные модели с разноцветными элементами вполне могут претендовать на статус часов класса «luxury».
Первые шаги в часовом бизнесе Зильберштейн сделал в 80-х годах, в эпоху черно-белых часов. Он, фактически, «открыл» цвету двери в часовой дизайн.
«Многие производители часов относятся к цвету как к диковинке или эпатажу. Для меня же цвет – это не безумие, не революция, не эксперимент. Цвет – это естественная часть нашей жизни, нашего мировосприятия. Мне не нравится, когда дизайнеры начинают экспериментировать с цветовыми сочетаниями, только чтобы эпатировать и привлечь внимание. Для меня цвет - это гармония, а мои часы вполне подходят для того, чтобы люди носили их каждый день», - отмечает Зильберштайн.
Цвет в его часах имеет концептуальное значение: используя тот или иной оттенок, он обращается к древним техникам, традициям и материалам – фрескам, мозаике, китайскому цветному лаку.
Зильберштайн «перекрасил» в яркие цвета не только циферблаты, корпуса и ремешки часов, но и части механизма, которые традиционно имели серебристый или золотистый цвет.
Детали механизмов получили оттенки сиреневого, розового, красного, черного, синего, коричневого и др., благодаря специальной гальванической технике обработки.
«Каучуковые» страницы истории компании
Часы с яркими акцентами, конечно же, нуждались в цветных ремешках. Цвет ремешка для Зильберштейна имел, однако, не только декоративное, но и концептуальное значение: многие часовые модели выполнены в так называемых чистых цветах.
«Чистые цвета» Алан Зильберштейн брал с полотен супрематиста Казимира Малевича и абстракциониста Пита Мондриана. В эту палитру входили четыре цвета - красный, синий, желтый и зеленый. После выпуска «концептуальных» моделей, были созданы также часы с нежно-розовым, бирюзовым, голубым и сиреневым ремешком. Свой выбор Зильберштейн остановил не на традиционных кожаных ремешках, а на каучуковых.
Так, с середины 90-х годов в истории часовой компании Alain Silberstein открылась новая «каучуковая» страница.
Коллекции часов Alain Silberstein
Каждый год компания Alain Silbersten представляет на суд любителей часовых изысков новую концептуально завершенную коллекцию. Обратимся к некоторым из них.
Отражением нестандартного подхода и нового духа стала коллекция «Bondoni», названная так в честь итальянского печатника Giambattista Bondoni. Часы этой серии имеют нетрадиционный циферблат с накладными цифрами, позолоченными или ярко-красными треугольными стрелками.
В коллекцию Basik входят модели с титановыми корпусами различных цветов - от черного до золотистого. Основное внимание сосредоточено на циферблате, напоминающем настоящее панно с забавными и яркими аппликациями.
Во всех моделях коллекции воплощена какая-то оригинальная дизайнерская задумка: на одних циферблатах пышным цветом распускаются изумрудные листья, на других - колосится золотая рожь. Есть также модели, посвященные тому или иному событию: часы с бегающими крысами (посвящены покровительнице 2008 года) или ангелом любви, пускающим стрелы (посвящены Дню Святого Валентина).
Общим для всех моделей являются цветные стрелки в виде клоунского колпака с необычной формой наконечника, накладные цифры и смайлики.
Часы Basik собраны на базе механизма ETA 2836-2.
Alain Silberstein Krono Bauhaus и Marine - стильные, современные коллекции с похожим оформлением: те же узнаваемые смайлики, различные по форме и цвету стрелки, контрастирующие с темным фоном. Корпуса моделей выполнены из титана, стекла – сапфировые, ремешки – в основном каучуковые.
Alain Silberstein Krono Bauhaus 2 и Marine комплектованы высокоточными автоматическими механизмами Valjoux 7751.
Pave – коллекция с оригинальной дизайнерской задумкой: корпус часов напоминает сампьетрино - камень особенной формы, которым вымощен центр Рима. Все модели спроектированы на базе высококачественных автоматических калибров и выпущены ограниченным тиражом в 500 экземпляров.
Однако часы Alain Silberstein - это не только интересная дизайнерская задумка, есть также много моделей с различными компликациями (турбийон, репетир, будильник и др).
Первые часы с турбийоном Зильберштейн спроектировал в 1994 году. С тех пор компания ежегодно выпускает уникальные модели с самым изящным часовым усложнением.
Наибольшую популярность получили часы «Tourbillon Krono», созданные к десятилетнему юбилею фирмы (ограниченный тираж, 10 экземпляров).
В 2004 году были выпущены новые модели с турбийоном - «Tourbillon Moon», «Tourbillon Blanc», «Tourbillon Bleu», и «Window Dragon», вызвавшие неподдельный интерес у знатоков и ценителей часового искусства.
Эскизы турбийона Зильберштейн делает сам: «Турбийон - сложное художественное произведение, часть этой скульптуры, своего рода анимация. Чем больше в часах всего вращающегося и крутящегося, тем они интереснее».
Однако с точки зрения часовой механики самые интересные часы, пожалуй, Dual calendar. В этих моделях функции григорианского календаря совмещены с указателями еврейского (Dual calendar Hebraika - григорианский календарь + дата и месяц по древнееврейскому календарю) или исламского календаря (Dual calendar Islamika - григорианский календарь + дата и месяц по исламскому календарю). Смена суток по древнееврейскому и исламскому календарям происходит в момент захода солнца. Поскольку это время меняется, для астрономических вычислений было выбрано унифицированное время - 18 часов; дата на специфическом календаре меняется в 18 часов, а на григорианском - в полночь. Для разработки механизмов со столь редким усложнением Зильберштейн пригласил известного часовщика Свенда Андерсена.
В будущем ожидается также выпуск часов с совмещенным китайским календарем.
P. S. Наручные часы Alain Silberstein комплектованы коробкой из стекловолокна. К каждой модели прилагаются растягивающийся ремешок с пряжкой, выполненный в фирменных цветах фирмы, устойчивый к царапинам браслет с черной отделкой, а также специальный инструмент для смены ремешка или браслета. В коробке из стекловолокна счастливый обладателей часов найдет также гарантийный талон и карту регистрации с номером часов и со своим именем. Эта информация хранится также в архивах Франции.
Купить часы Alain Silberstein можно у официального дистрибьютера в Росии или на официальном сайте: http://www.a-silberstein.fr/ |