На протяжении всей своей истории Glashutte Original с уважением относилась к часовому механизму, считая его поистине душой часов. Франк Мюллер, генеральный директор Glashutte Original, рассказывает о тех огромных человеческих и машинных ресурсах, которые нужны, чтобы сделать и довести до совершенства сотни и сотни часовых деталей.
Об устройстве мануфактуры Glashutte Original:
Исторически сложилось, что почти все сложные процессы мы проделываем своими силами. В 1951 г. все существовавшие на тот момент в Гласхютте мануфактуры были объединены в так называемый комбинат. Он-то и стал обладателем всего того опыта, который часовые мастера нашего городка копили больше века. После кварцевого кризиса индустрия механических часов в Швейцарии почти прекратила существование, а во Франции исчезла полностью. Но комбинат до самого объединения Германии в 1990 г. самостоятельно разрабатывал, собирал и выпускал механические часы. Из-за отсутствия твердой валюты в ГДР все часовые детали делали на месте, а не ввозили с Запада: платины, колеса, винты, заводные барабаны, пружины, мосты, не говоря уже о корпусах и циферблатах. Пусть комбинат выпускал однотипные недорогие часы, зато в его мастерских они проходили весь процесс изготовления.
Когда комбинат в 1990 г. наконец приватизировали, встала задача вновь освоить выпуск красивых и сложных элитных часов. Поэтому вполне естественно, что наши часы проходят все этапы изготовления под одной крышей. Так нам удается сохранить наш бесценный опыт. Вряд ли сегодня кто-нибудь еще может похвастаться таким количеством ноу-хау.
Преимущества подлинной, интегрированной мануфактуры, обладающей бесценным опытом, очевидны. Во-первых, это качество, во-вторых, сжатые сроки и, в-третьих, стоимость продукции.
Сначала о качестве. Когда часы проходят множество производственных этапов в одном месте, значительно легче контролировать весь процесс, а это, согласитесь, напрямую влияет на качество. Все идет как по маслу, если разрабатываешь, собираешь и отделываешь все детали на одной фабрике. Например, если тебе понадобилась гальванообработка, не нужно отсылать деталь неизвестно куда, достаточно сделать пару шагов и отдать ее своему же коллеге. А если деталь готова к сборке, просто переправляешь ее в другой отдел. Все друг друга знают и дружно работают вместе.
Теперь о сроках. Если кто наблюдал за Glashutte Original последние десять лет, он, должно быть, заметил, что каждый год мы выпускали как минимум один, иногда два, а бывало, целых три новых часовых механизма. Только благодаря высокой степени интеграции
нашей мануфактуры нам удается проходить расстояние от идеи до готовых часов в кратчайшие сроки.
Ну и, наконец, о стоимости. Из-за того что в Glashutte Original весь процесс изготовления организован с умом, мы в состояниии предлагать замечательные произведения подлинного часового искусства по разумным ценам. Мы твердо уверены: консолидированный производственный процесс дает одни только плюсы. А это не может не радовать истинных поклонников часового мастерства - наших клиентов.
Создание деталей часового механизма:
При изготовлении деталей, например, для механизма часов Sport Evolution, мы действительно проходим массу всевозможных стадий. При этом мы применяем самые современные технологии. Чтобь дать вам хотя бы частичное представление о том, насколью сложны методы обработки, я, пожалуй, остановлюсь на трех из них.
Во-первых, это обработка на высокоточном электроэрозионном станке, который управляемся компьютером. На нем, например, делают пружины для градусников типа «лебединая шея», т.е. тех самых устройств, которые регулируют ход всего механизма. Так вот, основные элементы станка - это ванна с непроводящей, дистиллированной водой и толщиной примерно 0,05-0,1 мм проволока, которая находится под напряжением 200 в. Металлическую ленту-заготовку погружают в ванну и на специальном поддоне перемещают в заданных направлениях, а проволока медленно «вырезает» из ленты пружину. Точность при этом огромная - примерно до 0,005 мм. За восемь часов на этом станке можно сделать 120 деталей.
Во-вторых, обычная полировка. После того как пружины вышли из-под проволоки электроэрозионного станка, их отделывают и полируют вручную. Учтите, что фаски нужно сделать точно под углом в 45 градусов. Чьи-то аккуратные руки совершат сотни движений, прежде чем с пружины исчезнут самые мелкие царапины и ее поверхность станет зеркально гладкой. На полировку одной-единственной пружины у мастера может уйти больше получаса.
В-третьих, это очень трудоемкий процесс гальванообработки. Из эстетических соображений некоторые детали покрывают золотом или родием. Например, ротор и одноопорные мосты с ручной гравировкой обрабатывают так: сначала наносят слой никеля (на него хорошо садится золото), потом покрывают золотом, затем штрихи гравировки вручную заливают специальным защитным лаком (это уже делается под микроскопом). После этого мост покрывают родием и в самом конце удаляют лак. В итоге получается замечательный контраст между серебристым родиевым покрытием и золотыми штрихами.
Установка мостов и автоподзавода:
Glashutte Original используют точнейшие современные станки, благодаря которым производство каждой детали соответствует жестко заданным параметрам, главную роль здесь играет ручная работа. Именно потому, что швейцарские часы Glashutte Original отделывают и собирают вручную, они продолжают вековые традиции саксонского часового дела.
Как только поверхность каждой детали часов доведена до совершенства, ее всеми способами ограждают от случайных царапин и других повреждений. Из-за какой-то маленькой царапинки все труды могут оказаться выполнены впустую: придется брать необработанную деталь и заново еe отделывать. Важный завершающий штрих при сборке часов - установка мостов на основную колесную систему и механизм автоподзавода.
Чтобы мастеру было удобно крепить детали, часовой механизм неподвижно фиксируется в специальном держателе. Когда все шестеренки модуля автоподзавода и мост основной колесной системы уже на месте, остается только поставить мост механизма автоподзавода, а потом собрать балансовую систему и установить ротор.
Мост системы подзавода, как и мост над основной колесной системой, нужно ставить крайне осмотрительно. Если уронить мост на часовой механизм, а держать его крепко не получается, так как пинцетом можно повредить элементы отделки, последствия будут катастрофическими. Но точно положить мост - еще полдела. Теперь надо сделать так, чтобы верхние цапфы колес в системе автоподзавода попали точно в крошечные отверстия своих камневых опор. Стоит в этот момент отвлечься или поторопиться, как цапфы погнутся или вообще сломаются.
Установка балансовой системы:
И, наконец, самая главная операция, требующая от часовщика искусности микрохирурга, а от помещения - стерильной чистоты, - установка балансовой системы. Балансовая система в пинцете часовщика - довольно внушительная конструкция. В нее входит опорный камень-подпятник верхней цапфы баланса, сквозной камень, балансовое колесо, ось баланса, амортизирующая пружина для верхней цапфы оси, регулятор хода типа «лебединая шея» с двумя штифтами, установочный винт и пружина регулятора, а также одноопорный мост баланса с тонкой гравировкой. Каждая из этих деталей - своего рода произведение искусства.
Предстоит труднейшая операция: крошечным импульсным камнем часовщик должен точно попасть в нужное место относительно анкера спуска. Наконец баланс на месте, и часовщик берется за ротор автоподзавода. С ним чуть поменьше хлопот. По крайней мере, когда на его безупречное ажурное тело с массивным золотым ободком нанесли
декоративные полосы. В высоком часовом искусстве, казалось бы, чисто внешняя красота всегда имеет под собой твердую функциональную основу. Как только часы будут собраны, ротор должен начинать вращаться при малейшем их перемещении: иначе не добиться качественного подзавода. Поэтому подшипники обязаны скользить как можно глаже, а основную массу ротора нужно сосредоточить по возможности на самом краю. Это увеличит крутящий момент, и понадобится минимум усилий, чтобы сдвинуть ротор с места.
Но вот сборка закончена: установлена последняя деталь и закручен самый последний винтик. Однако еще рано праздновать победу. Мало собрать часовой механизм, надо еще проверить его работу. Прежде чем заковать часы в корпус и отдать готовые часы в полное и безраздельное пользование будущему владельцу, механизм подвергнут целой серии серьезных испытаний, а если понадобится, то и дополнительной настройке и даже переделке. |