Пьер Жаке-Дро был знаменитый швейцарский часовщик и механик 18-го века, известный своими разработками часов и механических устройств, три из которых представляют особый интерес: это автоматический писатель, музыкант и чертежник.
Пьер Жаке-Дро родился 28 июля 1721 года в La Chaux-de-Fonds (Ла-Шо-де-Фон) в кантоне Невшатель в Швейцарии, в богатой семье часовщиков и фермеров. Пьер обучался в церковной школе в своем городе, затем в 1735 году он поступил на факультет философии Базельского университета, где посещал классы по математике и физике, которые преподавал известный Даниил Бернулли, а также курсы по богословию, но скоро бросил свою стезю религиозного призвания для подготовки в качестве часовщика.
В 1738 году Пьер Жаке-Дро устраивает свою первую часовую мастерскую на ферме под названием Sur Le Pont в родном Ла-Шо-де-Фон. Его первые работы были посвящены изготовлению маятниковых часов, но в какой-то момент он решил специализироваться на автоматических механизмах, в которых он скоро стал лучшим. Jaquet-Droz привлекали механизмы, которые могли воспроизводить определенную последовательность действий, а также их технические трудности. Вскоре для удовлетворения запросов некоторых клиентов, восхищавшихся произведениями инженерного искусства Пьер Жаке-Дро, последний стал специализироваться на производстве автоматических механических устройств. В 1753 году он отправился в Париж и после успешной демонстрации стал заниматься продажей своих изделий, постоянно стремясь улучшить свои механизмы.
В 1758-1759 Пьер Жаке-Дро предпринял беспрецедентное путешествие в Испанию, путешествуя по Южной Европе со своими изделиями с целью представить их на суд в Испании ее королю Фердинанду VI. В Испании он продемонстрировал не только свои разработки часов, но и несколько автоматических механизмов. Среди них были и часы с пастухом, играющим на флейте, и собака, охраняющая корзину яблок. Когда король попытался взять одно из яблок, собака бросилась на его руку, лая так естественно, что овчарка, присутствовавшая в зале, ответила на лай во весь голос. В этот момент придворные, не сомневаясь, что всё дело в колдовстве, поспешно вышли из комнаты, не переставая креститься. Морской министр был единственным, кто рискнул остаться. Позже министр спросил пастуха, который час, но не получил ответа. Jaquet-Droz заметил, что собака, вероятно, не понимает испанский и попросил короля обратиться к псу по-французски. Вопрос повторился, и пастух ответил сразу, испуганный министр поспешил прочь из зала. Позже Jaquet-Droz, опасаясь, что он может быть арестован инквизицией, как колдун, пригласил Главного Инквизитора и показал внутренний механизм его устройств, демонстрируя, что механизм был приведен в действие полностью естественным путем. Так называемые "Часы Пастуха" Jaquet- Droz по-прежнему работают и выставлены в одном из музеев дворца короля Испании. Из поездки в Испанию Jaquet-Droz вернулся богатым и знаменитым, потому что король не только возвратил расходы на путешествие, но заплатил дополнительно 500 луидоров. Jaquet-Droz инвестировал вырученные деньги в развитие своего предприятия,которое стало заниматься созданием специализированной механики и производством первоклассных частей, стоявших на самом острие научно-технического прогресса. В основном это были небольшие устройства, украшенные автоматическими механизмами. Спрос на них обеспечил постоянный приток большого количества денег, что позволило Пьеру Жаке-Дро запустить амбициозный проект по разработке и изготовлению автоматических андроидов (человекоподобные роботы).
С 1767 по 1774 годы Пьер Жаке-Дро возглавлял конструирование трех чрезвычайно сложных андроидов: писатель, девушка-музыкант и чертежник. Эти автоматы были продемонстрированы во всей Европе и завоевали их создателю еще большее признание.
Пьер Жаке-Дро позже помогал в управлении своим бизнесом и конструировании автоматических андроидов сыну Анри-Луи (1752-1791) и своему другу - часовому мастеру Жан-Фредерик Leschot (1746-1824). Молодой Анри-Луи Жаке-Дро также был очень одаренным механиком, который закончил учебу по дисциплинам математики, физики, рисования и музыки в Нанси и вернулся в Швейцарию в 1769 году, чтобы присоединиться к своему отцу. Пьер поставил сына во главе своего проекта по конструированию автоматических андроидов, в число которых входят "Пещера" (местонахождение её на сегодняшний день неизвестно) и три Android-автоматов: писатель, музыкант и чертежник, которые были построены между 1767 и 1774 годами.
В 1774 году Жаке-Дро открыл вторую часовую мастерскую в Лондоне, затем в Женеве. Но вскоре он постепенно отошел от управления бизнесом и принимал гостей со всей Европы, которые приезжали, чтобы полюбоваться его работами и засвидетельствовать свое почтение великому гению механики. Пьер Жаке-Дро прожил с сыном в Женеве в течение нескольких лет, прежде чем удалился в Биль (Bienne), где он и умер 28 ноября 1790 года, только за год до смерти его сына.
Первое, что прежде всего отличало эти три автоматических андроида от тех, которые производились в то время, было то, что их механизм находится внутри их тела, а не в предмете мебели, на которой они сидели. Это означало, что гений прецизионной механики сочетал миниатюризацию механических колес, что делало синхронизацию движений еще более сложной.
Андроид «Писатель», завершенный в 1772 году, был разработан Пьером Жаке-Дро и является самым сложным из трех механизмов. Андроид, изготовленный из 6000 деталей, сидит на стуле стиля Луи-XV, держа гусиное перо, которое погружается в чернильницу, потом он качает его немного, прежде чем начать рисовать буквы на бумаге с помощью пера. Существует специальный механизм, позволяющий его глазам двигаться, чтобы следовать за движением руки. Писатель может писать текст длиной максимум 40 символов (она имеет 40 камер, которые представляют что-то вроде исполняемой программы), текст распределяется на четыре линии. Основной механизм изобретения- программируемый системный диск, который позволяет ему писать текст без вмешательства извне. Возможно также заставить «писателя-андроида» написать любое слово, букву за буквой. Писатель даже может быть прерван, остановившись на середине слова, и, если его попросят, написать другую фразу.
Чертежник был внешне очень похож на писателя, а его дизайн технически проще, чем у его старшего брат (андроид сделан «лишь» из 2000 частей). Он был подготовлен главным образом Анри-Луи Жаке-Дро и Жан-Фредерик Leschot. Используя карандаш, он был способен выполнять четыре различные конструкции благодаря трем комплектам внутренних камер: портрет французского короля Луи XV; рисунок собаки с подписью; Амур на колеснице, запряженной бабочкой и портрет королевской четы Марии Антуанетты и Людовика XVI (портрет Людовика XV и собачки находятся в одной камере). Небольшой меха, скрытые в голове чертежника, позволяют ему иногда дуть, удаляя пыль с бумаги. Время от времени чертежник также в состоянии поднять руку, чтобы изучить его работу лучше и исправить некоторые дефекты. Примечательно, что машина может быть легко "перепрограммирована" путем изменение кулачков, потому что, когда она была продемонстрирована в Англии, она нарисовала образ английского монарха, а не французского короля.
«Девушка-музыкант» была сделана из 2500 штук и очень отличается от двух других андроидов. Это хрупкая молодая девушка, сидящая за небольшим флейтовым органом. Андроид имеет механизм, который активирует десять пальцев девушки, которая фактически играет на инструменте. Пяти различных мелодий, которые андроид способен играть, были написаны Анри-Луи Жаке-Дро, который был не только искусным механиком, но еще и одаренным музыкантом. Механизм «девушки-музыканта», довольно сложный по конструкции, состоит из четырех частей, которые приводят в действие мехи инструменты, каждую руку музыканта, а также такие действия, как вздымающиеся от дыхания плечи, наклоны корпуса, движение глаз и заключительный реферанс. Девушка подчеркивает движения кисти руки во время игры, способна бросать взгляд влево и вправо, заканчивая игру на органе реверансом.
Поражающие воображение автоматизированные механизмы Jaquet-Droz очаровали самых важных людей в мире: королевские семьи Европы, Китая, Индии и Японии. Автоматические механизмы изначально были выставлены в Chaux-de-Fonds (Шо-де-Фон), привлекая толпы важных людей (репортеры сообщали, что люди стекались со всех концов страны, чтобы увидеть столь необычные работы причудливой технической инженерной мысли). Но всемирное признание будет великий часовой мастер получит после выставок в Женева (1774), Париже (1775), Брюсселе, Лондоне, России и Мадриде, где автоматические механизмы будут проданы коллекционеру в 1787 году. Из Испании, автоматы вернулись в Париж в 1812 года, чтобы ими восхищались на Парижской выставке 1825 года. В 1830 году Мартин и Буркин купили машины и показывали по всей Европе вплоть до 1904 года, используя их в качестве основного привлечения для их музея Иллюзий. Историческое и археологическое общество города Невшатель сумело за счет гранта Швейцарского федерального правительства в конечном итоге выкупить все три автоматических механизма в 1906 году за 75 тысяч франков золотом. Экспонаты были переданы в швейцарский музей искусства и истории города Невшатель, где они и находятся до сих пор, практически в том же состоянии, в каком они были впервые появились на свет, около 230 лет назад.
|