45 часов непрерывной работы на износ. Тяжелый выдался день, и сил почти не осталось. Поначалу сидеть прямо было относительно легко, теперь же навалилась усталость, спина бессильно согнулась, голова повисла. Mr. Up превратился в Mr. Down. Но прежде чем Mr. Down совсем падет духом, живительный глоток энергии придает ему новых сил, спина выпрямляется, голова поднимается. Mr. Up вернулся к жизни!
Добро пожаловать в мир Legacy Machine No.1 Xia Hang («Историческая машина №1 Ксиа Хан»). Добро пожаловать в мир Mr. Up и Mr. Down, плод совместной работы MB&F и китайского мастера Ксиа Хана.
Как и оригинальная модель LM1, Legacy Machine No.1 Xia Hang осталась верна традициям карманных часов 19-го века. Она также оснащена плавно колеблющимся балансовым колесом, свисающим с величественных арок, и двумя индикаторами часовых поясов, показания которых можно устанавливать независимо друг от друга. Однако у новой модели есть своя особенность: индикатором запаса хода служит миниатюрный человечек из полированного алюминия, разработанный талантливым китайским скульптором Ксиа Ханом.
При полном заводе механизма человечек сидит прямо (Mr. Up), а по мере истощения завода он наклоняется вперед (Mr. Down).
«Я называю их человечки-запятые, их необычная форма взята из коллекции работ, созданных мною с 2005 по 2008 гг. Запятые существуют и в китайской письменности. Для меня человечек-запятая – это пухленький мальчик», – говорит Ксиа Хан.
У Ксиа Хана и компании MB&F много общего. MB&F создает серьезные произведения кинетического искусства, которые показывают время, но при этом не считает себя серьезной компанией. Аналогично, Ксиа Хан уверен, что мир искусства зачастую слишком серьезен. Ему хочется, чтобы искусство было игривым, а его скульптуры развлекали и заставляли людей улыбаться. И точно так же, как MB&F, он называет свои кинетические скульптуры машинами.
«Меня познакомил с Ксиа Ханом несколько лет назад один мой друг из Китая, коллекционер искусства. Мы посетили Ксиа в его мастерской на окраине Пекина. Я чувствовал себя маленьким мальчиком на фабрике игрушек!» – делится впечатлениями Максимилиан Бюссер.
Мануфактурный механизм, приводящий в действие модель LM1 Xia Hang, свидетельствует о неиссякаемом таланте своих создателей. Вместе со своей командой из Chronode Жан-Франсуа Можон разработал калибр LM1, который оснащен первым в мире вертикальным индикатором запаса хода и позволяет устанавливать показания на обоих циферблатах (включая минуты) независимо друг от друга. Другой прославленный независимый часовщик, Кари Вотилайнен, взялся за дизайн, следование традициям и бесподобную отделку.
«Историческая машина №1» стала плодом фантазии Максимилиана Бюссера: «Что бы случилось, родись я в 1867, а не 1967 году? Первые наручные часы появились в начале 20-го века. Мне бы захотелось создавать трехмерные машины для запястья, но для вдохновения не было бы «Грендайзеров», «Звездных войн» и реактивных истребителей. Однако были бы карманные часы, Эйфелева башня и романы Жюля Верна. Так как бы выглядела моя машина 1911 года? Она должна была быть круглой и трехмерной. Ответом на мой вопрос стала бы «Историческая машина №1».
Модель Legacy Machine No.1 Xia Hang выпущена в корпусе из розового или белого золота лимитированными сериями по 12 экземпляров. К каждой модели прилагается пара стальных скульптур: крупномасштабные версии Mr. Up и Mr. Down с подписью Ксиа Хана.
Legacy Machine No 1 Xia Hang – Детали
Вдохновение и реализация: Максимилиан Бюссер давно питал страсть к карманным часам 18-го и 19-го веков. Практически все существующие сегодня сложные часовые функции были не только придуманы в ту эпоху, но и разработаны с использованием лишь карандаша и бумаги (без продвинутых компьютерных программ), а высокоточные детали производились с помощью довольно примитивных (по сегодняшним стандартам) станков на мускульной тяге и искусно обрабатывались, собирались и регулировались в соответствии со строжайшими критериями качества, к которым мы стремимся сегодня. Их внушительные, по сравнению с современными наручными часами, размеры позволяли использовать лаконичные по своей архитектуре механизмы с изящно вырезанными мостами и платами.
Хотя футуристические часовые машины MB&F уходят корнями в лучшие традиции часового мастерства, г-н Бюссер решил отдать дань уважения часовой истории, вообразив модель часов, которую он создал бы, родившись на 100 лет раньше – в 1867, а не 1967 году. С ее крупным, плавно колеблющимся балансом, куполообразными циферблатами, историческим дизайном моста и классической отделкой, LM1 представляет собой ультрасовременный и, одновременно, традиционно элегантный плод воображения Максимилиана Бюссера.
Механизм: Искусный трехмерный механизм модели LM1 был специально разработан для MB&F по эскизам Максимилиана Бюссера Жаном-Франсуа Можоном и его командой из Chronode в швейцарском городе Ле Локле. Балансовое колесо и пружина располагаются в самом сердце механизма любых механических часов и отвечают за регулировку точности показаний времени. Крупные, плавно колеблющиеся (с частотой 18 000 вместо привычных сегодня 28 800 полуколебаний/час) колеса баланса старинных карманных часов давно привлекали Максимилиана Бюссера. Неудивительно, что именно это стало отправной точкой для полета его богатой фантазии. Удивительно то, насколько радикально он переосмыслил традицию: из своего обычного положения за механизмом балансовое колесо переместилось не просто в верхнюю часть механизма, а воспарило над механизмом… и даже над циферблатами!
Хотя расположение регулирующего механизма «Исторической машины №1» можно счесть авангардным, о следовании традициям свидетельствует крупное балансовое колесо диаметром 14 мм с регулировочными винтами, разработанными по специальному заказу MB&F, балансовой пружиной со спиралью Breguet и подвижной опорой.
Еще одной особенностью механизма LM1 является возможность устанавливать время двух часовых поясов независимо друг от друга. Подавляющее большинство механизмов с индикацией времени двух часовых поясов позволяют устанавливать отдельно лишь показания часа, редко когда время можно отрегулировать с точностью до получаса. «Историческая машина №1» позволяет устанавливать показания часов и минут обоих циферблатов на любую желаемую отметку.
Вертикальный индикатор запаса хода модели LM1 Xia Hang приводится в действие ультратонкой системой передачи с керамическими шарикоподшипниками, позволившей добиться более тонкой конструкции и, одновременно, высокой прочности и износостойкости механизма.
Индикатор запаса хода: Устройство индикатора запаса хода модели LM1 было преобразовано таким образом, чтобы человечек, спроектированный Ксиа Ханом, мог из опущенного состояния, когда запас хода слабый, легко подниматься и выпрямлять спину, когда пружина полностью взведена. Вначале Ксиа Хан создал полномасштабные скульптуры, а затем компания MB&F уменьшила их до 4-х мм и разработала необходимые шарнирные соединения. Благодаря специальному потайному шарниру голова, плечи, спина и грудь человечка сгибаются до тех пор, пока он не примет горизонтальное положение, превратившись из Mr. Up в Mr. Down. Крошечная микромеханическая скульптура выполнена из алюминия, что позволяет снизить потребность в энергии. Искусно отполированная поверхность фигурки красиво переливается, притягивая взгляд наблюдателя.
Циферблат и индикация: Показания времени на обоих циферблатах контролируются одним регулятором (баланс и спусковой механизм), благодаря чему после установки они остаются синхронизированными друг с другом. Показания часов и минут обоих циферблатов можно установить на любую желаемую отметку с помощью соответствующей заводной коронки.
Помимо парящего в пространстве баланса, трехмерную картину дополняют два белых циферблата с ярко-синими золотыми стрелками, которые словно парят над механизмом. Циферблаты покрыты прозрачным блестящим лаком, нанесенным с помощью специальной техники laque tendue, суть которой заключается в наложении нескольких горячих слоев лака, благодаря чему они растягиваются по поверхности циферблатов.
Для достижения эстетической чистоты и совершенства циферблатов с традиционными римскими цифрами используется искусное крепление, снимающее необходимость в визуально выступающих винтах. Тонкое золотистое обрамление обоих циферблатов служит элегантной иллюстрацией их классической сущности.
Искусная отделка и историческое наследие: Задачей прославленного часовщика Кари Вотилайнена было соблюдение исторического стиля и отделки механизма «Исторической машины №1». Весьма непростая задача, если учесть, что начать предстояло с дизайна нетрадиционного «подвешенного» баланса.
Узор «солнечные лучи», искусно выгравированный сверху платы механизма (со стороны циферблата), при определенных углах привлекает внимание наблюдателя, не мешая при этом любоваться двумя белыми циферблатами, парящим балансом или вертикальным индикатором запаса хода. Остаться верным традиции Кари Вотилайнену особенно удалось в дизайне и отделке мостов и плат, открывающихся взгляду сквозь специальный дисплей с оборотной стороны механизма. Свидетельство тому – элегантно изогнутые мосты и традиционно большое расстояние между ними, а также между периметром мостов и корпусом.
С оборотной стороны механизма сверхкрупные рубиновые камни, закрепленные в полированных золотых шатонах, контрастируют с узором «Женевские волны», нанесенным по всей поверхности изящно изогнутых мостов. Напоминая крупные камни, использовавшиеся в богатых механизмах старинных карманных часов, рубиновые подшипники, меж тем, имеют важное практическое значение, т.к. увеличивают износоустойчивость механизма, служа опорой зубчатым колесам большого диаметра и удерживая больше смазочного масла.
Скульптуры Mr. Up и Mr. Down: Ко всем 24-ем моделям LM1 Xia Hang (12 экземпляров в розовом золоте и 12 экземпляров в белом золоте) прилагается пара полноразмерных (приблизительно 15 см в высоту) скульптур Mr. Up и Mr. Down из полированной стали, подписанных автором.
«Legacy Machine No.1 Xia Hang» – это первый (и, надеемся, не последний) совместный проект между мастером, работы которого представлены в MB&F M.A.D. Gallery (Ксиа Хан), и компанией MB&F (модель LM1). Благодаря женевской M.A.D. Gallery, объединившей работы этих удивительных умельцев, перед нами открываются многочисленные возможности взаимодействия и создания новых творений на основе существующих машин MB&F», – говорит Максимилиан Бюссер.
Ксиа Хан – Биография
Ксиа Хан родился в 1978 году в городе Шэньян (провинция Ляонин, Китай). Он начал рисовать в возрасте 10 лет, а в 1997 году поступил в училище искусств. В 2002 году Ксиа Хан получил степень бакалавра в китайской Академии изобразительных искусств им. Лу Синя.
Его дипломной работой стала композиция из группы человечков в форме запятой, выполненных из нержавеющей стали с зеркальной полировкой. Именно эти человечки послужили прототипом фигурки, которая теперь украшает индикатор запаса хода модели Legacy Machine No.1. Ксиа Хан также получил степень магистра искусств на факультете скульптуры в Центральной академии изобразительных искусств Китая.
С самого начала работы скульптором Ксиа Хан питал особую страсть к стали. «Мне всегда были интересны металлы. Наверное, меня влечет их блеск и прочность. Металл гораздо прочнее камня или дерева, но при этом он довольно пластичный. Мне кажется, переменчивое поведение металла схоже с характером человека. Поэтому я и решил работать именно с этим материалом».
Ксиа Хан считает, что его скульптуры следует воспринимать как игрушки. Он хочет, чтобы люди могли трогать его работы, играть с ними. В подтверждение данной философии выставка работ Ксиа Хана в 2008 году носила название «Пожалуйста, не трогайте», где частица «не» была зачеркнута. Многие видят в скульптурах Ксиа Хана инопланетян, хотя сам Ксиа считает своих человечков малышами. Пухлыми малышами.
«Когда я впервые встретил Макса, на нем были часы HM3, и я просто влюбился в их игривый скульптурный вид. Благодаря Максу я понял, что часы тоже могут быть неординарными. Я восхищаюсь тем, с каким рвением и страстью Макс находит творческих людей, с которыми разделяет общие взгляды, а женевская MB&F M.A.D. Gallery – одна из моих любимых галерей в мире. Надеюсь, что однажды я смогу коллекционировать часы Макса, ведь микромеханические творения MB&F не имеют равных. Я счастлив возможности работать с MB&F, их часовые машины вдохновляют меня», – говорит Ксиа Ханг.
Legacy Machine No 1 Xia Hang – Технические характеристики
Модель Legacy Machine No.1 Xia Hang выпущена двумя лимитированными сериями по 12 экземпляров в каждой: в корпусе из розового золота с платиной с рутениевым покрытием и в корпусе из белого золота с платиной синего цвета.
К каждой модели LM1 Xia Hang прилагается пара стальных скульптур: крупномасштабные версии Mr. Up и Mr. Down с подписью Ксиа Хана
Механизм:
Трехмерный часовой механизм, разработанный эксклюзивно для MB&F Жаном-Франсуа Можоном/Chronode, с безупречной отделкой работы Кари Вотилайнена
Ручной завод, один заводной барабан
Индикатор запаса хода: миниатюрный человечек, разработанный китайским мастером Ксиа Ханом
Запас хода: 45 часов
Балансовое колесо: сделанное по специальному заказу 14-миллиметровое балансовое колесо с четырьмя традиционными регулировочными винтами, парящее над механизмом и циферблатами
Балансовая пружина: традиционная спираль Breguet на подвижной опоре
Частота колебаний баланса: 18 000 полуколебаний/час (2,5 Гц)
Количество деталей: 274
Количество рубиновых камней: 23
Шатоны: золотые шатоны с полированными гнездами
Отделка: превосходная ручная отделка с выдержкой стиля 19-го века; внутренние углы с полированными вручную кромками; узор «Женевские волны»; ручная гравировка
Функции:
Часы и минуты; два независимых друг от друга индикатора двух часовых поясов; уникальный вертикальный индикатор запаса хода в виде миниатюрного человечка из полированного алюминия
Левая заводная коронка в положении «8 часов» для установки времени левого циферблата; правая заводная коронка в положении «4 часа» для установки времени правого циферблата и завода часов
Корпус:
Доступны версии из розового или белого золота 750-й пробы
Размеры: ширина – 44 мм, толщина – 16 мм
Количество деталей корпуса: 65
Сапфировое стекло:
Передняя крышка из куполообразного сапфирового стекла с двусторонней антибликовой обработкой; задняя крышка из сапфирового стекла с двусторонней антибликовой обработкой
Ремешок и застежка:
Прошитый вручную черный или коричневый ремешок из крокодиловой кожи с золотой застежкой-булавкой для регулировки размера
«Друзья», участвовавшие в проекте Legacy Machine No 1 Xia Hang
Концепция: Максимилиан Бюссер – MB&F
Дизайн: Эрик Жиру – Eric Giroud Design Studio
Автор индикатора запаса хода: Ксиа Хан
Техническое и производственное руководство: Серж Крикнофф – MB&F
Разработка механизма: Жан-Франсуа Можон – Chronode
Дизайн механизма и отделка: Кари Вотилайнен
Научные исследования и опытные разработки: Гийом Тевенен – MB&F
Колеса: Жан-Марк Наваль – Rouages SA
Балансовый мост: Бенджамин Сигнуд – AMECAP
Колесо баланса: Янн ле Мартрет – µdec
Индикатор запаса хода: Себастьян Келлер и Александр Жилле – Mutech
Платины и мосты: Родриг Бом – Damatec
Ручная гравировка механизма: Эдди Жаке и Сильван Беттекс – Glypto
Ручная обработка деталей механизма: Жак-Адриан Роша – C-L Rochat
Сборка механизма: Дидье Дюма, Жорж Вейзи, Бертран Сагоран-Кероль, Анн Гитер, Эммануэль Мэтр – MB&F
Корпус: Бертран Жоне и Доминик Менье – G&F Chatelain
Застежка: Erbas S.A.
Циферблаты: Франсуа Бернхард и Дени Парель – Natéber
Стрелки: Пьер Шилье, Изабель Шилье и Феликс Селетта – Fiedler
Стекло: Мартин Стеттлер – Stettler
Ремешок: Оливье Пюрно – Camille Fournet
Футляр: Оливье Бертон – ATS Développement
Производственная логистика: Давид Лами – MB&F
Информационное и рекламное обеспечение: Чаррис Ядигароглу, Виржини Мейлан, Элеонор Пиччиотто – MB&F
M.A.D.Gallery: Эрве Эстиенн – MB&F
Управление продажами: Луи Андре и Патрисия Дювиллар – MB&F
Графический дизайн: Дамьен Сейду – MB&F
Фотосъемка изделий: Маартен ван дер Энде
Портретная фотосъемка: Режи Голе – Federal
Разработка веб-сайта: Стефан Бале, Гийом Шмитц, Виктор Родригез – Sumo Interactive
Тексты: Ян Скеллерн и Стивен Роджерс – underthedial
MB&F – Генезис концепт-лаборатории
В 2007 году компания MB&F создала свою первую «Часовую машину» с трехмерным скульптурным корпусом и механизмом с необыкновенной отделкой. Так было положено начало серии «Часовых машин», которые показывают время, однако не созданы специально для того, чтобы служить инструментом для отображения времени. В 2011 году MB&F представила миру коллекцию «Исторических машин», оснащенных круглым корпусом. Эти более классические модели (классические по меркам MB&F) отдают дань традициям часового мастерства 19-го века и представляют собой современную интерпретацию сложных часовых механизмов, рожденных в руках величайших часовщиков. Каждый год MB&F чередует выпуск новой поражающей воображение «Часовой машины» с выпуском вдохновленной прошлым «Исторической машины».
Пресс-релиз 03.03.2014 |