Дамаск (дамасская сталь) – искусственный композиционный материал с узорчатой поверхностью и богатейшими декоративными возможностями, который на протяжении многих веков использовался для изготовления холодного оружия. В XXI веке узорчатый металл попал в поле зрения часовых и ювелирных мастеров, которые облекли красоту дамаска в новые «пространственные формы».
...И в мире не осталось иной красоты, кроме седой красоты стали, над которой не властно время... (Ф.С.Фицджеральд)
Дамасская сталь – композитный материал, получаемый в результате проковки стальных полос с различным составом углерода в один монолит. На поверхности дамаска образуются затейливые узоры, хранящие в себе тайны загадочного Востока.
Сирийские мастера оружейного дела, говоря о замысловатых узорах дамасской стали, отмечают, что они по своей структуре напоминают рисунки мраморных плит дамасской мечети Омейядов. Арабский историк Ас-Сафи (IX век), говоря о мраморных плитах с прожилками и мозаиками, находящимися в них, называет их пятым чудом света.
Многие исследователи утверждают, что сталь была названа дамаском из-за сходства графических изображений на ее поверхности с узором знаменитых дамасских шерстяных и шелковых тканей (в Сирии их называли дамасками, во Франции - дамасье, в Голландии - дамаст).
«Генетический код» дамаска встречается в Сирии повсюду: даже сложение известняковых и мраморных холмов напоминаeт узоры дамасской стали.
Хотя многие факты указывают на восточное происхождение узорчатой стали, единого мнения об исторической географии и путях распространения искусства создания дамаска до сих пор нет. В его истории многое остается неразгаданным, а происхождение самого термина имеет несколько объяснений.
Традиционно принято считать, что узорчатую оружейную сталь производили в Сирии, однако многие историки металлургии утверждают, что термин дамаск не имеет никакого отношения к столице Сирии – Дамаску. В античной Греции в первом тысячелетии до рождества Христова для наименования различных видов стали использовали термины «сидерос», «халипс» и «кианос». Кованые изделия из стали Гесиод в своей «Теогонии» называет «адамасом»: «Мгновенно создала она (Гея-Земля) род серого железа – адамас…изготовила огромную косу…Ее (Гидру) сын Зевса (Геракл) убил седым адамасом…». Этот же термин использовали в своих писаниях Пиндар, Геродот, Платон и Плутарх. Позднее слово из греческого языка было заимствовано латинским (adamas) и использовалось для обозначения твердых металлов. В IX веке до н. э. Гесиод использовал этот термин для описания оружейного металла. Не исключено, что древнее слово адамас со временем претерпело фонетические изменения и стало называться дамаском. Аргументы в подтверждение данной гипотезы были найдены в самой Сирии. Оказывается, дамасской сталью там называют не оружейный металл, который получается в результате кузнечной сварки из различных сортов стали, а булат (от персидского «пулад» и арабского «аль-фулад» — оружейная сталь, в древности его также называли вуд, табан, хорасан и др). Как показали результаты многочисленных экспедиций, проведенных в Сирии, по крайней мере, на протяжении последних нескольких столетий дамасскую сталь в этой стране не производили. Наивысшим достижением сирийских оружейных мастеров считаются булатные мечи. В собрании Военного музея в Дамаске большая часть клинков была изготовлена из булата, и лишь некоторые сабли из дамасской стали (причем они были откованы в Индии).
Булат и дамасская сталь
Многие историки металлургии считают, что дамасская сталь является своего рода суррогатом легендарного булата, секреты производства которого мастера держали в строжайшей тайне, передавая из поколения в поколение. Не зная производственных секретов изготовления булатной стали, многие пытались имитировать высококачественный узорчатый металл. Сохранились сведения о том, что попытки получить булатную сталь предприняли также оружейники древнего Дамаска. Сегодня историки металлургии разграничивают понятия «чистый дамаск» (старая индийская литая узорчатая сталь) и «сварной дамаск», технология изготовления которого, скорее всего, была изобретена случайно. Как известно, в древние времена металл стоил очень дорого (почти не уступал в цене золоту), поэтому обрезки и отсечки не выбрасывались, из них получали сталь для ножей и инструментов. Сварная сталь, полученная из симбиоза различных металлов, имела на своей поверхности контрастный узор. Со временем различные куски специально складывали и варили для получения узорчатого материала. Для улучшения свойств металла слои неоднократно перекладывали, нагревали на огне и закалывали (последнее придавало полученной стали прочность и твердость). Современный дамаск и «чистый дамаск» (Genuine Damascus Steel) - виды композиционной стали, которые имеют совершенно разные технологии производства. «Чистый дамаск» (литый булат) – тигельный узорчатый материал, а дамасская сталь - слоистый узорчатый металл, сваренный под молотом. Оба материала обладают высокими механическими свойствами и на поверхности имеют завораживающий сложный узор. Эти композиционные стали отличаются не только по технологии изготовления, но и по составу, и структуре. Булат и дамаск отличаются различным процентным содержанием углерода. Булат занимает промежуточное положение между высокоуглеродистой сталью и чугуном, в нем содержится от 0.83-0.85% до 3-3.5% углерода (среднее содержание – от 1,25 до 1,6%), а в дамасской стали содержится 0,8-1% углерода. Микроструктурный анализ древних дамасских мечей показал, что в них содержится большее количество углерода - 1,3-1,5%, а в некоторых образцах старинного оружия процентное соотношение составляет 2% и даже выше. Структуру металла демонстрирует рисунок, проступающий на его поверхность после протравки. Визуально отличить булатную литую сталь от дамасской сварной нетрудно: затейливый узор на дамаске повторяется в соседних фрагментах и является плодом труда и воли кузнеца, а при образовании рисунка на поверхности булата на помощь приходит сама природа: нельзя предугадать, какой рисунок появится на темном грунте. Сложные переплетающиеся узоры на поверхности булата не повторяются, точно так же, как не повторяются узоры, оставленные временем на благородной древесине.
А дамаск можно рассмотреть как материал декоративной скульптурной пластики, на ее поверхности можно получить регулярные узоры. Такой вид дамаска называется «штемпельным» (название происходит от слова «штамп» - кузнечный прием и инструмент). К «штемпельным» узорам относятся ступенчатый, волнистый, ромбический (сетчатый) и кольчатый. Однако на поверхности дамасской стали может образоваться также неструктурированный узор (его также называют «диким»). Он возникает в результате случайного перемешивания металла после ручной ковки.
Для получения дамаска стальные полосы с высоким и низким содержанием углерода расковывают по всей длине, потом складывают пополам и перековывают от 30 до 40 раз. В процессе многократной перековки возникает чередование слоев металла с высоким и низким содержанием углерода. Количество слоев в дамаске влияет на размер узора: чем больше слоев, тем меньше узор. На получение дамаска с мелкоузорчатой поверхностью уходит больше расходного материала: с каждым новым слоем металл проковывается, а в результате проковки уплотняется и теряет вес (вплоть до 85 %, именно этим объясняется его дороговизна). Между графическим изображением на поверхности дамаска и булата и их внутренним строением имеется органическая связь. Узоры отражают кристаллическое строение металлов, а последнее в свою очередь зависит от их химического состава, способа выплавки, условий затвердевания и характера последующей механической обработки. Макроструктура металла несет в себе информацию о его механических свойствах. По форме узора и его контрастности можно определить качество стали. Традиционно считается, что показателем качества является мелкий и густой узор, образовавшийся на темном фоне металла.
Сварочная дамасская сталь (искусственный или современный дамаск): Сварочная дамасская сталь, как уже отмечалось выше, изготавливалась по специальной технологии и имела свои секреты и традиции.
В конце XVIII века технология изготовления дамасской стали была утеряна. Многие великие ученые пытались «раскрыть» секрет узорчатого металла (Фарадей, Вилкинсон, Бреан). Для возобновления утраченной технологии изготовления сварочного дамаска проводились многочисленные эксперименты с добавлением в сталь различных добавок. В ходе исследований получить узорчатую сталь так и не удалось, но эти эксперименты способствовали открытию и развитию легированных сталей – материалу, без которого немыслима современная цивилизация.
Древнее искусство ковки дамасской стали было возрождено в конце 70-ых годов прошлого столетия. Во второй половине XX века были изобретены сварочные прессы, благодаря которым производство узорчатого металла получило массовый характер. С помощью сварочного пресса можно за несколько минут сварить пакет стальных стержней самой невероятной формы в монолитный блок. Впоследствии были разработаны компьютерные программы, позволявшие рассчитать такую укладку стальных элементов в пакет, которая бы обеспечивала заранее придуманный узор на поверхности стали. В начале 90-ых годов XX века несколько металлургических фирм наладили производство промышленного дамаска, однако увлечение технологическими инновациями вскоре остыло. Изготовление дамаска с помощью сварочного пресса не обеспечивало тех высоких механических качеств, которыми характеризовалась сталь, полученная путем кузнечной сварки. Никакие высокие технологии не могут заменить мастерство и талант кузнецов.
Мечи из огня и стали: «Мечи эти разрубают даже бронь и более дороги качеством железа, чем ценностью золота. В их выточенных прекрасными долами серединах, кажется, видишь мельчайший переплет червячков, столь разнородных оттенков, что чудится, будто светящийся металл пропитан разными красками… мечи, которые по своей красоте могли выйти только из мастерской Вулкана, с таким изяществом и искусством выработаны, что то, что исполнено рукой, кажется не изделием смертных людей, а божественным произведением». Такое описание дамасских мечей встречаем в письме, датируемом VI веком.
Клинки из дамаска всегда были окружены мистическим ореолом, о них слагались легенды. Согласно одной из них, настоящий дамасский клинок могли носить вместо пояса, обматывая им талию. Меч из дамаска мог без труда разрубить камни и другие металлы, в том числе доспехи и оружие, сделанные из обычных сплавов.
Развитие металлургии по времени совпадает с непрекращающимися кровопролитными войнами средних веков. Войны, фактически, стимулировали развитие оружейного дела. Перед средневековыми мастерами стояла сложная задача: получить жесткую и одновременно ковкую сталь. При большом количестве углерода металл получался твердым, но хрупким, а при малом - ковким, но очень мягким. Дамасскую сталь получали при многократной ковке стальных полос с различным содержанием углерода. Исключительную прочность и вязкость она получала после искусной ковки. Но получить дамасскую сталь – дело не легкое: после нагрева в горне поверхность металла окисляется, препятствуя его сварке. Необходимо поддерживать правильную температуру в горне и постоянно удалять окислы с поверхности стали. Для получения качественного дамаска необходимо знать способы удаления окислов, нужную температуру ковки, порядок соединения полос с различным содержанием углерода, порошки, применяемые для сварки в качестве флюсов.
В средние века тайны металлургии, как и профессиональные секреты шаманов, передавались только посвященным. Именно такое оберегание секретов кузнечного искусства привело к окончательной потере технологии производства дамаска.
Мечи, выкованные из дамасской стали, славились прочностью, остротой и гибкостью. Они легко сгибались на 90 градусов, после чего распрямлялись обратно как пружина без каких-либо последствий, отражающихся на качестве клинка. Сабли и мечи исключительной красоты обладали также непревзойденными боевыми свойствами. В XIX веке о несомненном преимуществе дамасских мечей писал русский генерал В. Патто: «Безусловно, русские кавалеристы за счет своей отваги и богатырской силы успешно противостоят восточным конникам, но крепость и острота ятаганов и шашек, сделанных из дамасской стали, значительно превосходят крепость сабель наших солдат». Дамасские клинки, «режущие кольчугу как масло», дорого стоили. Средневековые рыцари покупали их на вес золота. К сожалению, письменных свидетельств об этом не сохранилось. Однако сохранились сведения о том, что в 18-19 веках клинки, изготовленные из сварочного дамаска, в Хоросане стоили 7000-8500 имперских талеров.
Мечи и клинки из дамаска сегодня рассматриваются как объект декоративно-прикладного искусства: сталь с красивой узорчатой поверхностью чаще применяется для изготовления парадного вооружения.
Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. В. Г. Белинский
Дамасская сталь и нанотехнологии: В XXI веке ученые раскрыли еще одну тайну дамасской стали: в структуре загадочного металла содержатся углеродные нанотрубки. Ученые Дрезденского университета пришли к такому выводу, изучив образец, взятый от дамасской сабли XVII века. Как показали исследования Петера Пауфлера (Peter Paufler) и его коллег из технического университета Дрездена (TechnischeUniversität Dresden), в состав экспериментального образца входили железо, 1,5 % углерода и примеси металлов, например марганца, который сопутствует железу в некоторых рудах, и цементита – карбида железа Fe3C, образующегося при взаимодействии железа с углем в процессе его восстановления из руды. Ученые попытались получить дамаск с тем же самым количественным соотношением составляющих элементов, однако высокие механические качества оригинала воссоздать не удалось. Секрет дамасской стали таился не в «рецепте» изготовления, а в самой структуре. Для исследования микроструктуры стали ученые протравили образец соляной кислотой. После обработки металла были обнаружены неразрешенные структуры цементита. Как предполагают ученые, волокна цементита не растворились в соляной кислоте, так как были заключены в углеродные нанотрубки (частицы, которые получаются при закручивании одного или нескольких слоев графита в цилиндр). Тончайшие нити цементита, в свою очередь, соединяли отдельные нанотрубки друг с другом, тем самым придавая дамаску необычайную твердость, вязкость и упругость. По мнению ученых, прочность легендарных дамасских мечей объясняется наличием нанотрубок в структуре дамасской стали. Углеродные нанотрубки были открыты лишь в конце прошлого столетия и считаются «материалом будущего». Наличие нанотрубок в структуре дамасской стали в очередной раз подтверждают истинность высказывания: «все новое – это хорошо забытое старое». Можно лишь восхищаться изобретательностью дамасских ремесленников, создавших конструкционный материал с повышенным прочностным потенциалом, не имея при этом представления о структуре и способах получения нанотрубок.
Магия дамасской стали: Алхимики и мистики средневековья считали, что дамасская сталь, «насыщенная силами природы», обладает магическими свойствами. О химическом составе стали в древности не знали, следовательно, не могли объяснить возникновение узора на поверхности металла. Из нее часто изготавливали амулеты, обереги, алхимические инструменты и другие магические предметы. И по сей день изготовление оберегов из дамасской стали очень актуально. Согласно преданиям, энергия, вложенная в создание дамаска, неоднократно увеличивает магическую силу рун, нанесенных на амулеты.
Дамаск в XXI веке: Дамаск – это не просто композит, в состав которого входят различные по качеству стали, а новая субстанция, на формирование которого оказывает воздействие энергия человека и его творческий тонус. Неслучайно дамаск каждый раз бывает разным, даже если изготовлен из одного и того же сырья и по одинаковому рецепту. На протяжении многих столетий сталь с узорчатой поверхностью и богатейшими графическими возможностями применялась в изготовлении холодного оружия, однако в XXI веке оно утратило свое утилитарное предназначение и стало объектом декоративно-прикладного искусства, в котором заинтересованы в основном коллекционеры. В древности высоко ценились механические качества дамаска (гибкость, прочность и др.), а в XXI веке узорчатую сталь чаще применяют в дизайнерских целях. Чарующий металл, воплотивший в себе традиции и искусство древних ремесленников, сегодня нашел применение в ювелирном деле и часопроизводстве. Часовые и ювелирные мастера облекли красоту дамасской стали в новые пространственные формы, «вдохнув» в нее новую жизнь. А различные графические знаки и линии, проявляющиеся на поверхности дамаска, придают каждому изделию неповторимую декоративную индивидуальность.
Дамасская сталь в часопроизводстве: В XXI веке в часовой индустрии началась настоящая революция в области материаловедения. Современная конструкторская мысль базируется на создании часов в корпусах из редких материалов, не применяемых в традиционном часопроизводстве. В связи с новой тенденцией большое внимание уделяется прочным композиционным материалам, к которым относится также дамасская сталь. Использованием дамаска часовые мастера открыли новые точки соприкосновения легендарной оружейной стали и измерителей времени. Часы из дамаска изготавливают компании, акцентирующие внимание на уникальном дизайне, а не на функциональной составляющей. Корпуса, изготовленные из узорчатой стали путем ручной ковки, превращают каждую модель в уникальный шедевр часового искусства.
Часы из дамаска – продукт не массового производства: они выпускаются строго лимитированными сериями. Дамасская сталь широкого применения в часовом деле не получила. Скорее всего, это обусловлено производственными сложностями. Приборы времени из дамаска изготавливают продвинутые в технологическом отношении компании: Gustafsson & Sjogren (GoS), Angular Momentum, Cornelius & Cie, Timelounge Manufacture, Burgond, дизайнерская студия Elishewitz, Marcel Betrisey Creations.
Часы Vile от компании Gustafsson & Sjogren
Gustafsson & Sjogren – молодая компания по производству измерителей времени, успевшая за короткий срок своего существования стать первой в реализации различных новых проектов в области часопроизводства. Отличительной чертой скандинавского бренда является использование дамасской стали в изготовлении часов. Компания была создана совместными усилиями часовщика Патрика Сйогрена (Patrik Sjogren) и мастера по обработке металла Йохана Густавсона (Johan Gustavson). Вдохновением для создания неповторимых шедевров часового искусства, как отмечают основатели компании, «стал полярный холод Скандинавии». «Холодный» скандинавский стиль они передают с помощью дамаска - металла, обладающего неисчерпаемыми декоративными возможностями. Применением нового материала в производстве измерителей времени Сйогрен предложил альтернативу традиционным швейцарским часам, изготовленным из стали и благородного золота. В материаловедческих изысканиях ему помог мастер по обработке металла Йохан Густавсон. В одном из своих интервью он отметил: «С детства я был очарован неисчерпаемыми декоративными возможностями дамасской стали и никогда не сомневался в том, что свяжу свою деятельность именно с этим материалом».
Gustafsson & Sjogren использует декоративный металл в изготовлении корпусов и циферблатов. С помощью замысловатых узоров дамаска Йохан Густавсон и Патрик Сйогрен «воссоздают» пейзажи сдержанной и холодной природы Скандинавии. К таким часам можно отнести новинку Gustafsson & Sjogren – часы Oden, для изготовления которых был использован новый образец дамаска, сплав которого разработал Йохан Густавсон. Как он сам отмечает, для создания нового образца были использованы «доисторические кораллы Балтийского моря, которые содержат в себе необходимые компоненты». Новый сплав называется «дикий цветок». Орнамент «цветка» украшает циферблат часов, выкованный вручную и «окаймленный» фигурным титановым кольцом. Очертания ранта также имеют форму цветка, его края выступают в роли часовых индексов. В центре циферблата, на фоне разводов, напоминающих срез древесины, расположены титановые центральные стрелки, а фигурная секундная стрелка находится в положении «6» часа. Заводная головка из дамаска, корректирующая время и приводящая в движение механизм часов, расположена на боковой поверхности корпуса в положении «3» часа. В корпус часов гармонично интегрирован черный ремешок из кожи оленя, дополненный застежкой из дамасской стали. К часам Vile прилагается нож Oden, также изготовленный из дамаска (общая длина составляет 250 мм, длина клинка - 150мм). Сет, состоящий из часов и ножа, посвящен скандинавской мифологии. Шедевры часового и оружейного искусства названы в честь братьев скандинавской мифологии – Одена и Вили. Часы поставляются в подарочном футляре, изготовленном известным шведским мастером Стуром Нибергом (Sture Nyberg). Футляр из березы выполнен с помощью применения древней техники «svepask». На крышке футляра Ниберг создал узоры, напоминающие крупные концентрические круги, характерные для дамаска. Часы и нож, комплектованные подарочным футляром, были выпущены ограниченным тиражом в 5 экземпляров (на задней крышке выгравирован индивидуальный номер каждой модели).
Компания выпускает часы только лимитированными сериями. За короткий срок своего существования она представила на суд любителей часового искусства многочисленные модели, отличающиеся неповторимым дизайном.
Часы Chronsome 46 XY Tourbillon от компании Cornelius & Cie
Компания Cornelius & Cie была создана часовым мастером Полем Пертиджсом (Paul Pertijs) и гравером Кисом Энгельбартсом (Kees Engelbarts). Свою первую модель (Chronosome 46XY) они создали в 2008 году, открыв тем самым новую страницу в истории Высокого часового искусства. Эта модель стала основой для создания одноименной коллекции. В 2009 году компания выпустила спортивную версию Chronosome 46XY, а в 2010 году коллекция пополнилась часами со сложными компликациями. Измерители времени Cornelius & Cie собираются на базе раритетных механизмов. Компания специализируется на изготовлении эксклюзивных часов, в создании которых применяется техника гравировки. Именно это превращает каждую модель Cornelius & Cie в неповторимый шедевр часового искусства.
В 2011 году бренд выпустил очередную новинку - Chronsome 46 XY Tourbillon, в котором гармоничным образом соединены художественное и часовое искусство.
В изготовлении корпуса и циферблата была использована дамасская сталь. Темные и светлые концентрические круги на поверхности узорчатой стали создают интригующую игру света и тени. Циферблат из дамаска является замечательным фоном для изображения имперского дракона, выполненного мастером-гравером Кисом Энгельбартсом. На циферблатах часов он создает гравюры разных мифических животных. Созданием этой модели Кис возобновил легенду о драконе.
Гравюра дракона выполнена из золота, посеребрена и обработана царской водкой (aqua regia), благодаря чему изображение приобрело рельефность и глубину. По своей природе гравировка и часовое дело идеально соответствуют друг другу, ведь внимание к деталям, безупречное мастерство исполнения в равной степени характеризуют суть и гравюры, и часового механизма. Часы комплектованы механизмом с ручным заводом, базирующимся на 27 камнях. Частота колебания баланса составляет 28800 пк/ч, запас хода – 120 часов. За работой искусно декорированного механизма можно наблюдать сквозь прозрачную заднюю крышку.
Chronsome 46 XY Tourbillon - не просто прибор для ориентации во времени, а произведение искусства, над созданием которого работали мастера часового и граверного дела.
Часы были презентованы в рамках выставки Geneva Time Exhibition.
Часы Blue Moon of Rangoon отAngular Momentum
Современные тенденции развития часопроизводства способствуют созданию новых эффективных методов проектирования измерителей времени и последовательности разработки инновационных дизайнерских концепций. Если в традиционном часовом деле на первый план выдвигался принцип функциональности, то в XXI веке доминирующим стал принцип дизайнерской оригинальности.
Angular Momentum - один из самых известных дизайнерских брендов. Компания была основана в 1998 году часовым мастером Мартином Паули. За короткое время марка снискала славу производителя качественных и эстетически совершенных часов и завоевала внимание общества, неравнодушного к часовым изыскам.
Часы Angular Momentum - воплощение фантастических дизайнерских задумок Мартина Паули, который за 13 лет создал множество моделей с неповторимым композиционным оформлением и всевозможными художественными приемами.
Измерители времени Angular Momentum отличаются не только оригинальным дизайнерским решением, но и безупречным качеством исполнения. В декорировании часов Паули используют вековые традиции ручной работы: золочение по стеклу, гравировка по серебру, золоту, перламутру, фарфору и др. Практичная механика в руках художников-миниатюристов, граверов, ювелиров и эмальеров превращается в настоящее произведение искусства. Оставаясь верным «духу» новаторства, Мартин Паули решил создать часы из дамасской стали - материала, редко применяемого в часовом деле. Компания выпустила несколько моделей из дамаска - Blue Moon of Rangoon, Damascus steel Color-Tec, La Boulle Classic Damascus Watch, La Boulle Classic «Damascus» и др.
Сегодня в области производства дамаска лидирующие позиции занимает Швеция, именно там изготавливаются корпуса часов Angular Momentum.
Blue Moon of Rangoon – пожалуй, самые оригинальные часы этой серии. Корпус изготовлен из мартенситной дамасской стали, которая обладает высокой износостойкостью и антикоррозионным потенциалом. Для выявления узора на поверхности металла была использована царская водка - смесь концентрированных кислот. После полировки и окончательной обработки корпус был позолочен. Корпус часов напоминает рамку, в которую «заключена» картина, изображающая крадущегося тигра в свете луны. Изображение на фронтальном стекле Паули создал с помощью техники декорирования Verre Eglomise, которая широко применялась при оформлении декора мебельных изделий в 18 веке. Для получения мини-изображения обратная сторона стекла покрывается слоем золотой или серебряной фольги, а затем вырезаются конкретные узоры и рисунки. Благодаря применению техники Verre Eglomise, Мартин Паули превратил циферблат часов в настоящую реалистичную миниатюру. Искусство миниатюрной живописи требует ювелирной точности и высокого мастерства, состоит в искусном исполнении мелких деталей росписи таким образом, чтобы изображение получилось наиболее приближенным к реальности, независимо от его размера.
В часах Blue Moon of Rangoon тонкая грань между часовым делом и художественным искусством окончательно стирается. В них на первый план выступает эстетическая составляющая, а не функциональные «навороты».
Время в часах показывают не центральные стрелки, а окошко, размещенное в положении «12» часа. Для индикации времени Мартин Паули использовал инновационную систему вращающегося часового диска, оснащенного минутной дорожкой с 12-ю временными индексами, которые двигаются по часовой дорожке. Диск вращается по часовой стрелке, и потому цифровая разметка нанесена на него в обратном порядке. Применение дисковой индикации времени позволяет акцентировать внимание на дизайне циферблата, дает простор для реализации дизайнерских задумок.
Эксклюзивность дизайна в сочетании с непревзойденным качеством способствуют тому, что часы Angular Momentum выгодно выделяются на фоне продукции других компаний. Модели бренда эксклюзивны, удивительны по красоте, не похожи на те, которые представлены на мировом рынке часов.
Часы Triomphe – от компании Elishewitz
Elishewitz - молодая американская компания, основанная известным ножеделом Алленом Элишевицем, профессиональный путь и широта интересов которого заслуживают внимания.
С юного возраста Элишевиц проявил интерес к живописи, архитектуре, техникам эмалирования и гильоширования, искусству создания художественного холодного оружия.
Сначала он обучался ножеделию в колледже, позднее хобби стало для него профессиональной деятельностью. В 2002 году Элишевиц заинтересовался часовым делом, четыре года занимался изучением технологий производства измерителей времени.
Компания Elishewitz в основном создает часы на заказ. В работе с клиентом на первый план выдвигаются принцип свободы выбора и его индивидуальные предпочтения. По заказу клиента часы могут быть комплектованы механическим или кварцевым механизмом.
В течение года компания выпускает несколько экземпляров, которые со всей смелостью можно отнести к шедеврам часового искусства. Неповторимую индивидуальность каждым часам придает применение в процессе производства техник гравирования и гильоширования.
Человек с художественным вкусом обязательно обратит внимание на часы в корпусе из необычного металла, на поверхности которого прямые и изогнутые линии сочетаются с концентрическими кругами и, пересекаясь с ними, образуют сочетания различных контуров. Циферблат часов имеет гильошированные отделки, выполненные с большим мастерством и техникой. Гильошированные части циферблата с причудливой переливающейся игрой света и тени еще больше подчеркивают красоту узорчатого корпуса. Циферблат имеет минималистическое оформление: в качестве индикаторов времени выступают винты, находящиеся на внутренней стороне ранта. Единственный индикатор на циферблате – апертура даты, размещенная в положении «3»часа. Лаконичное оформление циферблата еще больше подчеркивает красоту гильошированной отделки с узором в виде переплетающихся волнистых линий.
Все материалы, представленные на сайте, являются интеллектуальной собственностью информационного часового портала Pam65.ru и защищаются законом об авторских правах. Любое использование материалов Pam65.ru или фрагментов из них допускаются исключительно при упоминании ссылки на источник.