Очень часто при изучении различных видов наручных измерителей времени в разных литературных источниках и всевозможных часовых справочниках можно встретить такую терминологию, как «Grand Complication». Заглянув в словарь, любознательный читатель отыщет следующий перевод данных слов: «Grand» - великий, большой или грандиозный; «Complication» - многозначное слово, в часовом деле обозначающее «усложнение в механических часах», причем словарь поясняет, что «Complication» - это дополнительные способы прочтения времени и устройства, повышающие точность хода. Сложим переводы двух слов воедино и получим: «Grand Complication» - это великие усложнения в механических часах. Казалось бы, все прозрачно, но в часовом деле все не так-то просто. Далее мы рассмотрим, какие виды часовых усложнений (зачастую часовые эксперты используют красивый иностранный термин — компликация) считаются «грандиозными» и почему. Приготовьтесь к глубокому погружению в невероятный мир часовых явлений, самых смелых экспериментов со временем, рискованных и гениальнейших творений величайших часовых дел мастеров всего мира. Спешу Вас заверить, что слова «самый» и «из ряда вон выходящий» станут ключевыми характеристиками приводимых мною далее примеров часового мастерства.
Предпосылки часовых «сложностей»
На протяжении всего своего существования человеку недостаточно было стать просто материально обеспеченным, ему было необходимо считаться таковым в глазах других людей, в глазах всего его окружения. Именно на этот факт опирались и продолжают опираться все мировые производители абсолютно всех товаров, в том числе и часовые компании. Если Вы обладаете чем-то уникальным, оригинальным, тем, чего нет ни у кого другого — Вы относитесь к особому кругу привилегированных. Так, сверхсложные механические часы появились в результате стремления часовщиков к высшему уровню мастерства, в результате желания мастеров объединить максимально возможное количество временных функций под крышкой корпуса одной модели часов, в некоторой степени нарушив тем самым известные миру законы механики и занять лидирующие позиции на часовом рынке. Возможно, выбирая самый сложный путь, часовщики надеялись, что на нем у них не будет конкурентов. Часто это правило работает, но отнюдь не в часовой индустрии, так как талантливые мастера и гениальные профессионалы всего мира не дремлют, а каждое новое творение представляет собой более усовершенствованный шедевр. Сверхсложные наручные часы всегда воспринимались, как величайшие произведения искусства мировой часовой индустрии. Как правило, данные варианты совершенства производятся в строго ограниченных количествах, а некоторые представители сложнейших «временных замерщиков» являются эксклюзивными, выпущенными в единственном экземпляре, счастливыми обладателями которых становятся самые известные коллекционеры и самые ярые поклонники часового искусства.
На создание сложных карманных часов, предшественников наручных, часовщиков вдохновили механические башенные и настенные часы, которые часто содержали в себе широкое разнообразие функций, включая и астрономические. Разумеется, в таких огромных часах «было где разгуляться». Другое дело — это карманные часы, корпус которых был размером с монету. Но, несмотря на ограниченные пространственные возможности, уже в XVI веке часовой мир наполнился различными карманными часами, которые можно отнести к категории сложных, а некоторые — даже к категории суперсложных. Причем добавление дополнительных компликаций происходило в определенной последовательности — в начале зарождения часовых «сложностей» измерители времени снабжали довольно простыми функциями для чтения времени и хронографами, затем начали появляться такие редкие астрономические компликации, как функция уравнения времени. Следующим большим шагом часовщиков стало создание так называемых «звуковых» (striking) усложнений, сегодня известных как репетиры, которые стали сердцем и душой всей сферы часового искусства. С этого времени мировые часовщики принялись усиленно работать над своими творениями, стараясь превзойти известные стандарты часового мастерства и продемонстрировать свои невероятные умения и уникальный талант любыми возможными и невозможными способами. Так начали возникать удивительные шедевры, получившие название «Grand Complications», сочетающие громадное число функций в ограниченном пространстве — в миниатюрном корпусе часов.
Легендарные часы для легендарной личности
История развития часов категории Grand Complication начинается с 1770 года, когда часовых дел мастер Жан-Антуан Лепин (Jean-Antoine Lepine) создал для французского короля Луи XV (Louis XV) часы с минутным репетиром и вечным календарем. Однако одними из первых суперсложных часов, содержавших в себе большое количество компликаций, считаются механические часы, которые Абрахам-Луи Бреге (Abraham-Louis Breguet) на протяжении нескольких лет разрабатывал для большой любительницы роскоши, французской королевы Марии Антуанетты (Queen Marie Antoinette). Это известнейшие во всем мире часы «Perpetuelle Grandes Complications», создание которых началось в 1783 году. Но, к большому сожалению, будущей владелице данного великого шедевра так и не удалось взять в руки свой бесценный подарок, так как королева была обезглавлена в 1793 году во время Французской революции до того, как часы были закончены. Королевские карманные часы от Бреге были выполнены из чистого золота, включая платину, мосты и колеса механизма, циферблат часов защищало стекло из натурального горного хрусталя. Что касается механизма великих часов, то он характеризовался автоматическим подзаводом, функциями вечного календаря, уравнения времени, термометра, минутным репетиром, независимой секундной стрелкой (предшественница модуля хронографа) и индикатором запаса хода. Очередное «браво» часовому гению — Абрахаму-Луи Бреге!
Однако у великолепных сверхсложных часов «Marie Antoinette», как и у их предполагаемой владелицы, была нелегкая судьба. В 1983 году механический шедевр был украден из Иерусалимского музея, в котором он хранился долгое время. В это же время правительством Франции было принято решение срубить старый дуб в Версале, под которым королева Мария-Антуанетта любила мечтать, отдыхая в своей летней резиденции. Один из основателей компании Swatch, Георг Хайзек, расчувствовавшись, решил сохранить память о королеве, изготовив из срубленного дуба футляр для второго экземпляра часов «Marie Antoinette». Новые «старые» часы были практически закончены в 2007 году, когда в Иерусалиме неожиданно нашли похищенный ранее старинный королевский измеритель времени. Интересно, что часовая компания Breguet так и не получила уникальную возможность осмотреть оригинал, поэтому при изготовлении второго экземпляра часовщики пользовались исключительно архивными данными, записями и чертежами Абрахама Бреге. Двойник старинных сложных часов, названный Breguet Grand Complication Ref. 1160, был представлен публике на выставке Basel World в 2008 году.
Оригинальные часы для королевы, бесспорно, невероятно сложны и великолепны, однако я задумалась над одним интересным вопросом. Неужели часовое дело достигло таких невероятно огромных высот целых 200 лет назад? И произошли ли какие-либо фундаментальные изменения в современном часовом искусстве, ведь до сих пор вечный календарь и репетир считаются самыми элитными и сложными компликациями? И я пришла к следующему выводу: безусловно, основные изменения произошли в области используемых мастерами материалов, дизайнерских методах и конструкторских технологиях, но сами современные усложнения очень похожи на прежние. Кто-то со мной не согласится и, возможно, будет в чем-то прав, так как истинному совершенству нет предела.
Роль Patek Philippe в истории Grand Complication
Итак, начало «сложного пути» было положено Абрахамом Бреге в XVIII веке, а начать — самое трудное и самое главное. Как говорится, остальные компании «поняли намек» и разгадали секрет невероятного успеха, поэтому с середины XIX века рынок часов расширился пусть не многочисленными, но уникальными часами категории Grand Complication. Сочетая несколько компликаций в одной модели, производители этих шедевров в некоторой степени делали вызов как дизайнерскому искусству, так и мировому мастерству разработки механизмов. Такие примеры, как часы от Абрахама Бреге и Жан-Антуана Лепина, становились личными вещами исключительно королей и представителей высших слоев общества, такая же закономерность наблюдается и сегодня. Некоторые мастерские и часовые дома изначально были основаны с целью производства часов Grand Complication. Обязательной задачей каждой из таких мануфактур было создание хотя бы нескольких моделей механических часов, удовлетворяющих требованию Grand Complication. Примером мануфактуры, предназначенной для сложных разработок, служит часовая компания, существующая по сей день — Audemars Piguet. Другой, доживший до современного времени великий часовой дом — это компания Patek Philippe, работающая в сфере грандиозных усложнений, а именно астрономических компликаций, с начала 1900 годов. По традиции часоделия, сложный путь Patek Philippe начался с разработки карманных часов с компликациями, количество которых составляло от 10 до 16 в одной модели, для одного из уважаемых клиентов швейцарской компании — американского автомобильного магната Джеймса Уорда Паккарда (James Ward Packard). Первые сложнейшие часы Grande et Petite Sonnerie от Patek Philippe были созданы в 1916 году, они содержали минутный репетир с тремя гонгами, вечный календарь с фазами Луны и ретроградной датой и индикацию запаса хода, отображающую резерв как репетира, так и сплит-хронографа. Друг Уорда Паккарда и ярый коллекционер часов, американский банкир Генри Грэйвз (Henry Graves), в попытке обогнать своего «конкурента» заказал у Patek Philippe более сложную модель часов. Создание в 1933 году механических часов Supercomplication явилось коренным переворотом на швейцарской мануфактуре и великим историческим моментом во всей часовой истории. Приставка «Super-» в названии данной модели говорит сама за себя. Это были каретные часы (кстати каретные часы — это вариант карманных, отличающийся от последних более массивным корпусом, а также они тяжелее карманных почти в два раза) с картой звездного неба, которая воспроизводила положение звезд над домой Грэйвза в Нью-Йорке. Данные сложные часы в 1999 году были проданы на аукционе за баснословные деньги — 11 миллионов долларов и считались самыми дорогими часами из когда-либо созданных в мире до 1989 года.
Итак, в 1989 году, в честь 150-летнего юбилея швейцарской часовой компании, мастерами Patek Philippe был создан очередной сложный шедевр, который превзошел Supercomplication 1933 года — это Caliber 89, карманные (или каретные) часы весом около 1 кг, содержащие 33 усложнения и лимитированные четырьмя экземплярами: из розового и желтого золота, а также из платины.
Дальнейшие разработки Patek Philippe в области сложных часовых механизмов — это калибр R27 1995 года (механизм с ручным заводом и турбийоном); также Star Caliber 2000 (21 компликация) c картой звездного неба, фазами и орбитой Луны, индикаторами захода и восхода Солнца, вечным календарем и функцией уравнения времени и с репетиром, способным играть мелодию Вестминстерских часов; затем наручные часы Sky Moom Tourbillion ref. 5002 – модель с двумя «лицами», с минутным репетиром, турбийоном, вечным календарем, картой звездного неба, фазами и орбитой Луны. Разумеется, нельзя сказать, что подобные наручные часы могут быть предметом повседневной носки, так как их размер превосходит общепринятые стандарты. Эти часы скорее являются произведением искусства, которое следует выставлять в музей. Швейцарская часовая компания Patek Philippe, сыгравшая главнейшую роль в истории часов категории Grand Complication, не собирается «почивать на лаврах», а намерена твердо идти вперед, продолжая начатый много лет назад свой сложный путь.
«Иерархия» часовых усложнений
На протяжении всей данной статьи, как уже заметил наш внимательный читатель, я ни разу не привела никакой общепринятой формулировки, касающейся определения великолепных часов категории Grand Complication. Нет, я не забыла. Просто, как ни странно, такого официально принятого определения нет, однако существует одно общее толкование подобных великих часов. Grand Complication – это часы, содержащие по крайней мере три усложнения, каждое из которых относится к трем различным группам. По моему мнению, с одной стороны, это определение слишком узкое, а с другой — слишком общее. Тем не менее, оно приводится часовыми экспертами, как основное. Ниже рассмотрим существующие группы или разновидности часовых компликаций, но прежде необходимо отметить, что наручные часы, способные показывать только текущие час, минуту и секунду — это простые механизмы. Такие традиционные «миниусложнения», как индикаторы даты и дня недели, хронографы и автоподзавод, не могут служить показателем сложности часов. Кроме того, бывают случаи, когда сертифицированные хронометры также не являются часами категории Grand Complication из-за отсутствия «требуемых» усложнений.
Далее о «требуемых» компликациях. Прежде всего, часовые усложнения делятся на нехорологические (от слова «хорология» (horology) - совокупность наук об измерении времени) и Grand Complications (грандиозные усложнения). К первой группе относятся усложнения, которые абсолютно не связаны с измерением времени. В часах это такие дополнительные функции, как термометр, барометр, компас, альтиметр и другие. Вопрос о том, стоит ли рассматривать подобные функции при подсчете общего числа усложнений в конкретных часах, вызывает противоречивые мнения со стороны часовых экспертов. Однако многие специалисты в области хорологии склоняются к тому, что вышеперечисленные «миникомпликации» не следует учитывать. Дело дошло вплоть до того, что некоторые эксперты исключают даже индикатор запаса хода из списка основных грандиозных часовых усложнений, говоря, что данный индикатор просто-напросто не показывает время. Я была искренне удивлена, узнав об этом, ведь, как ни крути, запас хода тесно связан с информацией о «хранении» времени.
Самые сложные и достойные усложнения в часах подразделяются на три группы, как было отмечено выше: временные усложнения (timing complications), астрономические усложнения (astronomical complications) и звуковые усложнения (striking complications). К первому типу компликаций относятся следующие: простой хронораф, хронограф с функцией обратного отсчета времени, сплит-хронограф, хронограф с независимой секундной стрелкой, хронограф с «прыгающей» секундной стрелкой. Астрономические усложнения заключаются в следующем: простой календарь, вечный календарь, фазы Луны, уравнение времени. И, наконец, «поющие» или звуковые компликации — это будильник, четвертной репетир, получетвертной репетир, пятиминутный репетир, минутный репетир, бой. Разумеется, это далеко не все из существующих сегодня сложных функций часов. Перечислю еще несколько встречающихся в последнее время роскошных функций — индикации солнечного времени, времени нескольких часовых поясов, сидерического времени, отображение високосного года, карта звездного неба, быстрая установка даты, знаки Зодиака и многое другое. Наверное, я что-то упустила. Конечно, куда же без ставшего уже таким родным для всех поклонников наручных часов турбийона! Кстати, некоторые часовые эксперты причисляют турбийон не к разряду усложнений, а к одному из способов усовершенствования механизма, то есть турбийон по их мнению — это необходимый элемент, составляющая часть механизма элитных наручных часов. Вот так плавно это грандиозное изобретение Абрахама Бреге из разряда сенсаций перешло в разряд само собой разумеющихся вещей. Однако мне не удалось найти мнение этих экспертов по поводу усовершенствованных турбийонов (парящий турбийон, карусельный и минутный турбийоны, резонансный турбийон и турбийон, вращающийся в трех плоскостях), создание которых отнюдь не проще, чем разработка, к примеру, репетира. Возможно, они скажут, что такой «новомодный» турбийон — это просто-напросто улучшенная «деталь» механизма часов. Что ж, не буду спорить.
Размышляя над тем, что является «реальным» усложнением, а что нет, я задалась еще одним вопросом: как строится иерархия часовых компликаций, и какая часовая «сложность» находится на первом месте по значимости, а какая — на последнем. Как оказалось, конкретной иерархической пирамиды не существует. Так, если представить спор двух хозяйствующих субъектов: «Что такое твой вечный календарь против моего минутного репетира?», то очевидно, что он ни к чему не приведет. Обе стороны выскажут свои позиции и останутся каждый при своем мнении. Действительно, любая попытка построить такую пирамиду значимости часовых усложнений кажется какой-то бесперспективной. Интересен тот факт, что в некоторых источниках усложнением в часах называют даже секундную стрелку — мол есть же часы без индикатора секунд. Удивительно, что Grand Complication — это такая удивительная группа часов, которые захватывают дух и поражают воображение, а вот точных формулировок и определений, касающихся их функций практически нет. Напрашивается вывод: наручные часы Grand Complication — это невероятно загадочные измерители времени как с точки зрения их великолепных функций, так и с точки зрения процесса их разработки! Как можно догадаться, разработка и создание наручных часов категории Grand Complication — невероятно сложный и трудоемкий процесс, которому нельзя не уделить отдельного внимания в данной статье.
Рождение концепта
В наше время появляются столько сложных в техническом плане наручных часов, что их исключительность стала для нас обычным явлением. Мы порой даже не можем представить себе, сколько сил и времени уходит на создание одной подобной модели. Разумеется, ни один часовщик не расскажет свои собственные особые секреты и методы изготовления сложнейших приборов для измерения времени, хотя нам и не надо знать этот удивительно сложный процесс в деталях. Мы взглянем на общие принципы процесса создания Grand Complication, ведь даже здесь все невероятно сложно. Все усложненные образцы моделей наручных часов проходят похожие этапы разработки. В первую очередь создается маркетинговая программа, которая и определяет фундаментальные фазы развития наручных часов. Данная программа, в числе прочих пунктов, учитывает философию часовой компании, ее целевую аудиторию и особенные, уникальные функции будущей модели наручных часов. В одном из интервью директор по маркетингу швейцарской часовой компании Jaeger-LeCoultre, Стефан Бельмон (Stephane Belmont), любезно согласился поделиться некоторыми своими «маленькими» секретами. По словам опытного маркетолога, после разработки программы к делу приступают дизайнеры, техники и часовщики. Все идеи, касающиеся создания модели сложных часов, горячо комментируются каждым из сотрудников компании, тем самым обрастая многочисленными интереснейшими деталями. Создание таких часов — настолько серьезная задача, что иногда корректировки вносятся даже в маркетинговую программу компании, а бывает, что меняется сам график работы предприятия. Несомненно, все это делается не в ущерб качеству будущих наручных часов.
Представители другой известной швейцарской мануфактуры Greubel Forsey признаются, что в год их компания выпускает всего тридцать экземпляров наручных часов, работая не на количество, а на качество, хотя даже слово «качество» не может в достаточной мере охарактеризовать продукцию компании Greubel Forsey. Здесь больше подходит слово «совершенство». Стивен Форсэ (Steven Forsey), один из создателей компании, говорит, что его мануфактура производит часы в испытательной лаборатории EWT, где каждая модель проходит «огонь, воду и медные трубы». По словам опытного специалиста, разработка и создание каждой модели часов занимает около пяти лет. Общим этапом при создании Grand Complications во всей часовой индустрии является разработка концепта. Под этим словом Стивен Форсэ понимает «экспериментальные часы», то есть наручные часы, на которых производитель испытывает свои механические изобретения. Только после этого компания решает, запускать данную модель в производство или нет. «Концептуальные часы» — это термин, который широко распространен в кругу самых известных часовых брендов, занимающихся созданием часов категории Grand Complication. Так, Стефан Линдер (Stefan Linder), начальник производства швейцарской часовой компании TAG Heuer объясняет, что концепт-часы — это практически то же самое, что и концепт-автомобили. Даже если концептуальные часы были высоко оценены публикой, их не сразу запускают в производство, ведь часам предстоит пройти еще ряд испытаний, а часовщикам — провести многочисленные исследования. Швейцарская часовая компания TAG Heuer с 2002 по 2005 год представила на суд публики четыре концепт-модели наручных часов (например, швейцарские наручные концепт-часы TAG Heuer Monaco V4), которые уже продаются. Стефан Бельмон из компании Jaeger-LeCoultre утверждает, что лично для него концепт-часы — это хронометр, появление которого способно совершить маркетинговую революцию. Может случиться так, что некоторые концептуальные часы никогда «не встретятся» со своим покупателем, однако их вклад в развитие мирового часового дела будет поистине бесценным.
Как утверждают мастера-часовщики всего мира, в среднем на разработку и создание обычных традиционных наручных часов уходит около двух лет, а на создание сложных часов — не менее 4-5 лет. Сложные механизмы специалисты разрабатывают намного дольше, но и здесь все зависит от степени сложности будущих наручных часов, количества часовщиков, техников и дизайнеров, задействованных в развитие данного проекта. На мировом часовом рынке на первое место по скорости создания часов Grand Complication вышла известная швейцарская часовая компания Jaeger-LeCoultre, многолетний опыт который позволяет мануфактуре выпускать грандиозные часы каждые пять лет. Но рекорд был достигнут следующим образом: в честь своего 75-летия часовая компания Jaeger-LeCoultre разработала и выпустила свои швейцарские наручные часы Reverso a Tryptigue за рекордное количество времени — менее, чем за три года. Причем здесь мы имеем дело с истинным механизмом, который на все сто процентов достоин звания «Grand Complication». Дабы не быть голословной, отмечу, что мужские наручные часы Jaeger-LeCoultre Reverso a Tryptigue выполнены из платины, оснащены 18 функциями и тремя циферблатами, один из которых показывает обычное время (24-часовой индикатор), второй — астрономическое время, астрономический календарь, фазы Луны, знаки Зодиака, уравнение времени, восход/заход Солнца и карту звездного неба над домом своего владельца, и третий циферблат отображает вечный календарь и ретроградную шкалу даты. Механизм, состоящий из 700 деталей, имеет 48-часовой запас хода, ручной завод и частоту 21 600 пк/час. Секретом такого грандиозного успеха делится с поклонниками творчества компании Jaeger-LeCoultre директор по маркетингу, Стефан Бельмон: «Удача и скорость изготовления сложных наручных часов в большей мере зависит от того, заказывает ли компания какие-либо элементы и материалы у внешних поставщиков или нет. Мы пользуемся исключительно мануфактурными механизмами и производим все необходимые элементы в рамках нашей компании, поэтому времени на изготовление часов уходит значительно меньше, да и качество продукции гораздо выше. Над одной сложной моделью трудятся более 35 опытных мастеров». Разумеется, нельзя не отдать должное уровню технической оснащенности швейцарской компании Jaeger-LeCoultre, благодаря которому процесс создания сложных часов значительно ускоряется. Тем более данной компании есть с чем сравнивать, так как до 1990 года специалисты бывшей восточногерманской мануфактуры Jaeger-LeCoultre пользовались чертежами и эскизами, сделанными от руки. После падения Берлинской стены было закуплено новое усовершенствованное оборудование, и процесс выпуска часов пошел в гору, причем стремительными темпами.
Усложнения — искусство ради искусства
Отдельно хотелось бы сказать о роли великих усложнений в современном мире. Поразмыслив над этим интересным вопросом, я пришла к выводу, что усложнения в XXI веке — это памятники тому периоду истории человечества, когда само могучее время и моменты, связанные с ним, хранились только в часах. Так например, вечный календарь помогал не пропустить значимый праздник и не разгневать Бога. Кстати, задумайтесь, ведь вечный календарь останется вечным, если Вы будете его вечно заводить в течение 300 лет. Функция второго часового пояса помогала путешественнику не запутаться и не потеряться во времени. Сразу на ум приходит известнейший булгаковский персонаж, Степан Лиходеев, который, попав в Ялту, на коленях умолял гражданина ответить ему, в каком городе он находится. Хронометр спасал от смерти в морской пучине, репетир был создан для того, чтобы он мог подсказать текущий час поздней ночью в кромешной темноте, когда не хочется зажигать свечу, а не для того, чтобы хвастаться им перед своими друзьями. Да и вообще, репетир — это не рингтон на телефоне, а в шумной компании друзей Вы даже его не услышите. Турбийон был создан для того, чтобы карманные часы, которые обычно носили перпендикулярно поверхности земли, не испытывали на себе пагубное влияние гравитации. Следовательно, сейчас часовые усложнения — это искусство ради искусства. То, чего часовщики достигают при помощи невероятно сложного часового механизма, намного проще добиться другими доступными способами. Во всем мире существуют системы контроля мирового времени, обсерватории, спутники, «великий и могучий» интернет. Наконец, можно ведь в любой ситуации воспользоваться мобильным телефоном, который стал в последнее время невероятно «умным». Так для чего же часовщики возвращают архаические устройства и механизмы, о которых давно все забыли за их ненадобностью? Например, всемирно известная часовая компания Breguet на международной выставке Baselworld 2010 представила часы с цепным приводом и фузеей (швейцарские мужские наручные часы Breguet Tradition 7047 Fusee Tourbillon), что напоминает принцип рычага, который несколько веков назад изобрел Леонардо да Винчи (кстати, фузеей «грешит» и компания A.Lange & Sohne). Ответ очевиден: теперь, когда механические устройства постепенно заменяет электроника во всех сферах жизни человека, у часовщиков появилась возможность заработать себе славное имя, используя механические калибры и грандиозные усложнения часов как украшение. Но все равно, что бы не говорили критики и любители электронных гаджетов, эти механические украшения поистине великолепны! Да Вы и сами сейчас все поймете.
Franck Muller Aeternitas Mega 4 — совершенство в оригинальной «оболочке»
Первым шедевром современной хорологии, на который я хочу обратить особое внимание — это произведение известнейшей швейцарской часовой компании Franck Muller под названием Aeternitas Mega 4. Швейцарские мужские наручные часы Franck Muller Aeternitas Mega 4 «встретились» со своим счастливым обладателем 7 ноября 2009 года на торжественной презентации модели в Монте Карло. Первый покупатель этих сложнейших наручных часов, мистер Майкл Гоулд (Michael J. Gould), прибыл из штата Колорадо, США, вместе со своей семьей и друзьями, чтобы получить бесценное сокровище лично из рук Франка Мюллера и Вартана Сирмейкса (Vartan Sirmakes), совладельцев компании Franck Muller. На вручении присутствовали 400 гостей, прибывших специально по этому поводу из разных уголков планеты. Мужские наручные часы Franck Muller Aeternitas Mega 4 стали своеобразной кульминацией великолепного проекта швейцарской часовой компании, начатого в 2004 году и длившегося в течение пяти лет. Эти швейцарские часы от Franck Muller могут похвастаться грандиозным количеством усложнений, которое составляет 36 вариантов компликаций, 25 из которых зритель может увидеть на циферблате и задней крышке корпуса наручных часов. Кстати, придирчивые часовые критики настаивают на том, что «реальных» усложнений здесь всего 23. Опять же — это зависит от того, что именно считать усложнением, а я говорю об официальных данных, опубликованных в различных достоверных источниках. Я не буду использовать красочные эпитеты и хвалебные оды в адрес этих уникальных часов, а лишь приведу ошеломляющие цифры: мужские наручные часы Franck Muller Aeternitas Mega 4 состоят из 1 483 отдельных элементов, а сверхточный механизм работает с 99 рубинами. Соответственно, цена такого измерителя времени также ошеломляющая — 2,7 миллионов долларов.
Итак, перейдем непосредственно к техническим характеристикам уникальной модели. Корпус наручных часов выполнен из белого золота 18-ти карат, он имеет оригинальную форму типа Cintree Curvex, что дословно можно перевести, как «изогнутая бочка». Поклонники творчества Franck Muller, несомненно, близко знакомы с данной формой корпуса, которая стала одной из составляющих форм-фактора часов от Franck Muller. Размеры корпуса данной модели весьма «скромные», если учитывать степень сложности часов и количество компликаций, встроенных в измеритель времени, - 42 х 61 х 19,5 мм. В любом случае, такие размеры — не прихоть дизайнера, а техническая необходимость. Сравним хотя бы с карманными (или скорее каретными) часами Patek Philippe Caliber 89, которые весят больше килограмма и имеют 33 усложнения. Циферблат Franck Muller Aeternitas Mega 4 серебристого цвета, гильоширован узором «солнечные лучи». Внутри часов «дышит» автоматический механизм FM 3840 QPSE, представляющий собой однокнопочный хронограф с функцией Flyback, с парящим турбийном (экая диковина для часов подобного уровня, но и проигнорировать его ведь тоже нельзя) и «поющим» усложнением — вестминстерским карильоном, состоящим из четырех гонгов и четырех молоточков. Запас хода механизма составляет около 3-х дней. Один только внешний вид циферблата данного измерителя времени вызывает недоумение у всех зрителей, так как он настолько загружен различными индикаторами и стрелками, что на нем просто «живого места нет». Ну а что Вы хотели — 36 усложнений! Итак, несколько раз сбившись со счета, я все-таки вывела цифры — 19 стрелок (собственно, стрелки показывают здесь все за исключением индикатора года) и 5 дисков, один из которых показывает часы, второй — минуты, третий представляет собой 24-часовой указатель, два диска — индикаторы GTM. Также на циферблате присутствует индикатор включения боя и показатель большого/малого боя, индикаторы даты, дня недели, года, фазы Луны (его погрешность составляет всего одни сутки на тысячу лет), високосного года, столетнего цикла и индикатор уравнения времени, сопряженного с вечным календарем. Законченный образ часам придает ремешок из натуральной крокодиловой кожи и застежка из белого золота 18-ти карат.
Кстати, швейцарские наручные часы Franck Muller Aeternitas Mega 4 установили еще один грандиозный рекорд, не касающийся сложнейшей часовой механики. Эти мужские наручные часы стали самыми дорогими часами в мире, проданными не на аукционе, а напрямую. Благодаря своему грандиозному изобретению швейцарская компания Franck Muller, которая и до этого момента была одной из ведущих часовых компаний мира, буквально «взлетела» на пьедестал почета. Возможно, кто-то из ценителей часового искусства скажет, что такие суперсложные часы — это «перебор», к тому же, оригинальная «оболочка» данных часов тоже, скажем так, на любителя. Как говорится, сколько людей — столько и мнений. Ну, а лично меня шокирует и искренне восхищает высочайший уровень технической сложности, профессионализм часовщиков и дизайнеров, проделавших грандиозную работу. Я бы назвала эти часы «переусложненными усложнениями», которые приняли смелую форму и тем самым покорили весь часовой мир. Название часов содержит слово «Aeternitas», которое переводится, как «бесконечность». Это также очень символично, ибо такие часы не могут не оставить широкий след в истории хорологии, о котором будут помнить вечно.
«Усложненная» Солнечная Система от Ulysse Nardin
Говоря о вкладе известной швейцарской часовой компании Ulysse Nardin в мировую систему механических часовых усложнений, нельзя не отметить целых три модели наручных часов, выпущенных мануфактурой друг за другом. Только рассматривая это «троединство» в целом, можно составить полную картину о высоком уровне измерителей времени и степени их совершенства. Речь идет о мужских наручных часах Ulysse Nardin Astrolabium Galileo Galilei, Ulysse Nardin Planetarium Copernicus и Ulysse Nardin Tellurium Johannes Kepler, относящихся к категории часов Grand Complication с особо сложными астрономическими компликациями. Выпуск в свет данной суперсложной коллекции вызвал бурный интерес всей Европы к продукции компании Ulysse Nardin, которой с блеском удалось «восстать из пепла» после тяжелого кризиса на мануфактуре.
Итак, первая ультрасложная астрономическая модель от Ulysse Nardin — это швейцарские часы Astrolabium Galileo Galilei, представляющие собой наручный мини-вариант астролябии, инструмента, с помощью которого древние астрономы определяли положение небесных объектов. Астролябия в древности — это громоздкий аппарат, основанный на принципе стереографической проекции. Кроме того, что мужские наручные часы Ulysse Nardin Astrolabium Galileo Galilei — это миниатюрная система наблюдения за небесными телами, они показывают сверхточное земное время. Подсчитано, что за 144 000 лет автоматический механизм калибра UN-97, встроенный в данный измеритель времени, отстанет менее, чем на сутки, а его запас хода составляет 42 часа. Достаточно «миниатюрный» корпус часов, имеющий диаметр всего 40 мм и выполненный из золота 18 карат, стал «обителью» механизма со следующими компликациями (стандартные часы, минуты и секунды — не в счет): день недели, месяц, фаза Луны, восход/заход Солнца, восход/заход Луны, время рассвета и сумерек, положение Луны, Солнца и звезд, солнечное и лунное затмения.
Вторые грандиозные наручные часы от Ulysse Nardin — это Planetarium Copernicus, представляющие собой мини-модель Вселенной, такой небольшой планетарий, расположенный на циферблате. Данная уменьшенная копия Вселенной изменяется с течением времени. С помощью знаний о расположении планет, владельцы наручных часов, доверяющие пророчествам, могут составить свой личный гороскоп. Жизнь часам дает автоматический механизм калибра UN-80, встроенный в платиновый корпус, составляющий 41 мм в диаметре. Функции — часы, минуты, месяц, знак Зодиака, положение планет относительно Земли и Солнца, Луна, вращающаяся вокруг Земли, вечный календарь. Швейцарская компания Ulysse Nardin выпустила 65 дополнительных экземпляров таких часов, циферблат которых выполнен из редкого метеорита, обнаруженного а Гренландии в 1896 году. Это удивительные часы, заслуживающие пристального внимания и восхищения, ведь недаром две, представленные выше модели наручных часов были занесены в «Книгу рекордов Гиннеса».
И, наконец, заключительная модель великолепной Трилогии — это швейцарские наручные часы Ulysse Nardin Tellurium Johannes Kepler, которые способны отслеживать перемещение Земли вокруг Солнца. С такими часами Вы сможете следить за жизнью всего земного шара, определять, в какой его точке — день, а в какой — ночь. Можно вычислить долготу дня в любом месте нашей огромной планеты. Функции часов — часы, минуты, месяц, знак Зодиака, восход/заход Солнца, солнечное и лунное затмения, Луна, вращающаяся вокруг Земли, и Земля, вращающаяся вокруг Солнца и обозреваемая с точки Северного полюса, вечный календарь. Механизм представляет собой автоматический калибр UN-87, запас хода которого — 42 часа. Все Grand Complications уместились в корпус, диаметр которого вырос всего на 1 мм (43 мм) — как говорится, «в тесноте, да не в обиде».
Бесконечно прекрасная Трилогия Ulysse Nardin обязана своим появлением гениальному человеку и великому изобретателю Людвигу Ойсхлину (Ludwig Oechslin), которого называют «мозгами» компании или «чокнутым» часовщиком. Действительно, как и все гении, Ойсхлин слегка чудаковат, он ни на минуту не расстается со своим основным рабочим инструментом — калькулятором, с помощью которого и производятся все его гениальные расчеты. Изобретатель признается, что часовому делу его не обучали, он занимался астрономией, археологией, философией и историей, а «профессия часовщика сама его нашла». Людвиг Ойсхлин не видит препятствий на пути к своей цели, он не боится сложностей, в результате, все его произведения — это эталон ультрасложного совершенства. Некоторые из наших читателей могут прийти в недоумение, ведь, согласно определению часов Grand Complication, Трилогия Ulysse Nardin не совсем подходит под эту элитную категорию. Посмотрим на эти наручные часы с другой стороны — разве можно назвать то, что воплотил в жизнь Ойсхлин, простыми часами? Забудьте об определении, которое к тому же не является точным, а просто наслаждайтесь красотой и великолепием непревзойденной «Трилогии Времени» от Ulysse Nardin.
Audemars Piguet Tourbillon Repeater Chronograph — усложнения в образе скелетона
При рассмотрении особой, «привилегированной» категории наручных часов нельзя обойти стороной швейцарскую часовую компанию с богатой историей - Audemars Piguet. Так как мануфактура Audemars Piguet была изначально создана с целью выпуска исключительно часов категории Grand Complication, то она просто обязана поддерживать свой великий статус «усложнителя». Судя по гениальным результатам, Audemars Piguet с блеском справляется с поставленной задачей. Согласно типам усложнений, разработанных компанией Audemars Piguet, я условно разделила всю сложную продукцию мануфактуры на три группы: наручные часы с вечным календарем, наручные часы с репетиром и наручные часы с турбийоном. Разумеется, специалисты компании не боятся смелых экспериментов и создают поистине великолепные произведения часового искусства. Одним из шедевров являются мужские наручные часы Audemars Piguet Jules Audemars Tourbillon Repeater Chronograph (референс 26050OR.OO.D002CR.01). Несмотря на, казалось бы, внешнюю скромность циферблата, данная модель является одной из сложнейших во всем каталоге швейцарской компании. Начнем с того, что это — интереснейшая модель часов, все сложности которой видны как на ладони сквозь скелетонизированный циферблат. Внутри платинового корпуса (есть также версии из розового золота) диаметром 43 мм и высотой 12,5 мм безуспешно пытается скрыться от взора восхищенных зрителей виртуозно выполненный механизм с ручным заводом калибра AP 2874, работающий с частотой 21 600 пк/час и с 38 камнями. Запас хода составляет примерно 48 часов. Кстати, в данной модели Вы не увидите привычный всем шестигранник, ставший отличительной особенностью Audemars Piguet, а драгоценный корпус часов имеет классическую круглую форму. Сквозь сапфировое стекло и «прозрачный» циферблат можно наблюдать безупречную отделку механизма, мосты и платина которого выполнены из материала нейзильбер — это стойкий к окислению сплав меди, цинка и никеля, обеспечивающий максимально долгую работу «сердца» часов. Эксклюзивность данного произведения искусства подчеркивает также уровень отделки механизма, украшенного вручную узором Cotes de Geneve и в стиле техники Anglage. Оставим все споры, касающиеся вопроса о причислении турбийона к часовым компликациям, и отметим, что на циферблате наручных часов в позиции «6 часов» расположилось первое усложнение модели Audemars Piguet Tourbillon Repeater Chronograph — грациозный минутный турбийон с секундной стрелкой, располагающейся на его клетке. 30-ти минутный счетчик хронографа находится на отметке «3 часа». Кнопка на корпусе часов «оживляет» бесподобную, так называемую, «прыгающую» стрелку хронографа. И, наконец, еще одно усложнение — это великий минутный репетир, который начинает «говорить» по запросу владельца наручных часов и регулируется рычагом на левой стороне корпуса измерителя времени.
Как говорят часовщики, наручные часы — это место, где сложности никак не могут быть лишними. Очевидно, компания Audemars Piguet полностью согласна с этим утверждением. Я бы назвала представленную выше модель сложнейшей классикой, предстающей перед нами в образе скелетона и открывающей перед своим обладателем всю тонкую и драгоценную душу.
Все материалы, представленные на сайте, являются интеллектуальной собственностью информационного часового портала Pam65.ru и защищаются законом об авторских правах. Любое использование материалов Pam65.ru или фрагментов из них допускаются исключительно при упоминании ссылки на источник.