Религия Времени и часовые идолы
По течению реки Время: подчинить неизвестное
Способность ориентироваться во времени – одна из самых уникальных способностей человека, и хотя данное утверждение – довольно относительно (если судить по вселенским масштабам), упорядоченную систему ориентации во времени мы себе всё-таки создали...
С самой древности человек, пытаясь упорядочить непонятную для себя величину на исчисляемые единицы, которые будут ему доступны и понятны, стал создателем самой оригинальной иллюзии контроля над Временем – наручных часов. В этом небольшом механизме, место которого – на запястье, секунды, минуты и часы подвластны и подконтрольны ему, по крайней мере, в той системе, которую он себе создал для ориентации в пространстве.
На протяжении всего существования человечества «отношения» со Временем стали одной из самых незаметных, однако постоянно присутствующий в нашей жизни констант, за последние два столетия превратившийся в одну из самых влиятельных сфер промышленного производства.
И так повелось с самых древних времён, что человечество постоянно создавало различные «ловушки» для времени. Различные народности по - разному «ловили» время. Например, древние китайцы отмеряли временные отрезки с помощью промасленной верёвки с равномерно распределёнными узлами. Верёвку поджигали и по количеству сгоревших звеньев определяли временные периоды. Для измерения времени, кроме распространённых способов, также существовали масляные лампы, фитили, градуированные свечи и многое другое, что история для нас не сохранила.
Одним из самых распространённых методов и более совершенным способом определения времени были солнечные часы, представляющие собой циферблат, расположенный на ровной поверхности с двенадцатью делениями, соответствующими двенадцати зодиакальным знакам и расположенными по краям и вертикальным стержнем в центре. Тень, возникающая от стрежня, вслед за солнцем, которое перемещалось по небосклону, двигалась по поверхности циферблата, тем самым указывая точное время.
О том, насколько было важно для людей Время, свидетельствуют также некоторые должности. Так, в древнем Риме существовала специальная должность – «хранитель часов», в обязанности которого входило докладывать своему хозяину о наступлении каждого часа.
Кроме такого рода статичных и неподвижных часов, также существовали, если можно так выразиться, «модели», предназначенные для путешественников. Эти «часы» представляли собой трость с делениями, у рукоятки которой было отверстие, в которое вставлялся специальный стрежень. Он отбрасывал тень на деления трости, тем самым указывая время. Такими «часами» в основном пользовались путешественники, паломники и пастухи, а также военачальники. Однако большим недостатком таких часов было их абсолютное бездействие по ночам.
Кроме солнечных часов, как свидетельствует история, существовали также водные часы, которые были в основном распространены в Индии, Египте Греции, Китае, и были способны показывать время в любое время суток.
Водные часы представляли собой стеклянную ёмкость с нанесёнными на стенки делениями, в которую по капле подавалась вода из резервуара. Равномерность капель же в свою очередь обеспечивалась постоянством воды в наполненном до краёв резервуаре.
Кроме солнца и воды, время можно было определить и по песочным часам – самым древним часам в мире. Все мы знаем, что они собой представляют, но более интересны метаморфозы, которые происходили с песочными часами на протяжении времени.
Так, в средневековье к песочным часам прикрепляли специальный циферблат. Возле таких часов дежурил специально приставленный смотритель, в обязанности которого входило переворачивать часы и вручную переводить стрелку на циферблате, как только песок перетекал из одного сосуда в другой. Говорят, что именно такие часы стали предшественниками современных карманных часов, ведь тогда были чудаки, которые прикрепляли песочные часы к ноге, чтобы справиться о времени, когда заблагорассудится.
Средневековье и последующие эпохи стали для развития часов одним из самых бурных периодов. Создаются первые механические часы, представленные в Милане в 1335 году. После первого технического прорыва начинается динамичная эпоха непрестанного прогресса и развития часов как таковых, которые становятся всё более необходимым инструментом в жизни человека. Ещё одним прорывом в деле часоделия становится изобретение голландского учёного Гюйгенса: в 1675 году учёный впервые применяет маятник для регулирования точности хода часов. И вплоть до середины 20 века история создания часов проходит под знаменем совершенствования часов. Наручные часы как таковые рождаются в начале 20 века, специально для авиаторов. Этому очень способствуют мировые войны, различные капризы известных людей, а также постоянное развитие научных и исследовательских сфер, которые нуждаются в точной индексации времени.
Рождается огромное количество часовых компаний, каждая из которых оставила свой неповторимый след в истории развития часоделия, воплощая древнейшее желание человека подчинить себе порой степенное, а порой и бурное и непредсказуемое течение реки под названием Время…
Ещё одной вехой в истории создания наручных часов становится эпоха электрических часов в начале 1950-ых годов, после чего в 1967 году появляются кварцевые, а в 1972 году – электронные часы.
***
Современное понятие «часы» – включает в себя не только прибор, измеряющий время, но и небольшую «энциклопедию» про своего владельца, которая может многое о нём поведать, - однако только посвящённым в этот волшебный мир шестерёнок, колёсиков, стрелок и цифр.
Сегодня сложно судить, кто изобрёл первые наручные часы. История оставила нам множество спорных вариантов, которые каждый по отдельности вполне правдоподобны и подкреплены историческими фактами… Право изобретения первых наручных часов оспаривают две крупные часовые компании – Patek Philippe и Breguet. Так, по версии Patek Philippe, первые наручные часы были изготовлены именно ими для венгерской графини Коцевич в 1868 году. А хроники компании Breguet указывают на эпоху Наполеона, когда по специальному заказу именно этим часовым домом были изготовлены женские наручные часы, предназначенные в подарок Каролине Мюрат – сестре Наполеона. Что же про мужские наручные часы, то их создание история оставила за компанией Cartier, которая и стала инициатором массового производства мужских часов. Автором этой идеи стал авиатор Сантос-Дюмонт, близкий друг Картье…
За двести лет существования наручные часы стали чем-то большим, чем просто инструменты сугубо практического применения. Наручные часы – воплощение древнего человеческого инстинкта поклонения неизвестному; тому, что внушая священный страх, вызывает в то же время восхищение и непреодолимое чувство причастности; особое пространство, где человек, культивируя предмет своего поклонения, создаёт прекрасные изделия на грани своих возможностей, выражая своё почтение огромной и всеобъемлющей реке под названием Время…
Культ: восхищение и поклонение
Куда течёт река времени? Давайте немного пофантазируем на эту тему. Можно вообразить русло временной реки прямым, текущим в определённом направлении или предположить, что река Времени бесконечна и никуда не впадает, а следовательно, не имеет конца. Одни из нас убеждены, что время, как течение истории направлено под уклон, и её неизбежный конец – в бездне. Эта версия имеет своё научное подтверждение – «энтропия» – процесс, который в перспективе приводит к распаду всего сущего на исходные элементы, пребывающие в состоянии абсолютной неподвижности и лишённые любого взаимодействия (в нордической мифологии, например, такой трагический финал именуется «сумерки богов»). А другие предлагают представление о бесконечном и поступательном движении, именующемся «прогресс», в соответствии с которым река Времени течёт вверх.
В течение своего существования, в различные эпохи человек создавал культуру, отражающую его мировоззрение и устремления, страхи перед необъяснимыми явлениями, и, конечно, возвеличивал предметы своего поклонения. В художественных произведениях, созданных им самим, человек пытался выразить своё сокровенное желание владеть Временем в самом буквальном смысле этого слова.
Помните фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона», где время движется наоборот? Или экранизацию знаменитой сказки Евгения Шварца –«Сказка о потерянном времени»? В этих необычных фильмах всё зависит от секундной стрелки, которая наделена фантастической способностью менять возраст человека, двигаясь наоборот.
Физики часто отмечают одно из уникальных свойств Времени: если в пространстве, которое мы чаще всего связываем с понятием времени, можно свободно перемещаться в любом направлении, то во времени такие перемещения – невозможны. По отношению ко времени мы – статичны, и, действительно, время, словно река, обтекает нас, двигаясь в одном направлении, которое никто не властен изменить. Мы не властны над этим, и нам остаётся только наблюдать, измерять и поклоняться тому, что мы не в состоянии постичь.
***
Представления о Времени за время существования человека – различны. Каждая наука представляла его по - своему, каждый учёный и философ предлагали новую трактовку. Что ж, человеку свойственно поклонение тому, чем он восхищается, тому, что вызывает его страх и, конечно же, то, что он возвеличивает и наделяет сверхъестественными способностями.
Однако мы сегодня не будем говорить о том, как контролировать его величество Время или как управлять, или, тем более, как ему поклоняться. Скорее мы будем говорить о том, что непонятно человеку и что, вызывая его невероятное восхищение и страх неизвестности, вызывает чувство поклонения…
Можно ли сказать, что человек поклоняется времени? Что время стало для человека культом? Это, конечно, спорный вопрос, ответ на который зависит от того, с какой позиции мы будем судить.
В основном понятие культа мы связываем с поклонением кому-либо или чему-либо. Энциклопедии, например, определяя значение слова культ, отмечают его латинское происхождение.
Слово культ происходит от латинского слова colo – почитаю. Его основное значение в нашем обычном понимании – религиозно. Религиозное почитание определенных предметов, фантастических или реальных существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, возводит почитаемый объект в категорию культа. Если определять культ в широком смысле, то, скорее, это – исторически сложившийся тип отношений, составными элементами которого могут являться религиозно-магические действия (молитвы и обряды) и относящиеся к ним предметы (храмы, священные изображения и пр.). С этими внешними символичными актами и материальными принадлежностями культа, которые представляют собой своеобразную систему «культовых предметов», неразрывно связаны различные системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация и пр.).
В более узком смысле под словом культ понимают религиозные отношения, которые связаны с верой и поклонением сверхъестественным существам (в таком понятии культ не включает в себя магические обряды, колдование и обряды заклинания духов).
Как бы то ни было, говоря про культ, мы обязательно имеем в виду какой-либо тип религиозного поклонения. Историческим формам религии соответствуют характерные для них культовые комплексы, такие как тотемический культ, погребальный культ, промысловый культ, родовой культ, шаманский культ, культ племенного бога и многое другое, что на протяжении своего существования становилось предметом поклонения человека.
Непосредственные магические действия, такие как жесты адорации (воздевание рук, поднятие глаз к небу и т.д.) можно назвать одной из первоначальных форм культа. Есть предположение, что они возникли из первых магических телодвижений. Такого рода магические первобытные пляски (охотничьи, военные и др.) впоследствии стали неотъемлемой частью культа многих других религий.
Исследователи выделяют различные культы по объектам поклонения: культ солнца, культ животных, культ неба, культ воды, культ растений, куль огня, культ предков, культ царя…
Культ молитвы, например, – одно из важнейших проявлений понятия культа. Исследователи этого феномена предполагают, что культ молитвы развился из культа колдовских заклинаний – заговоров.
Одной из важнейших составных каждого культа и вообще его понятия в человеческом сознании – это использование различных предметов, которым с течением времени также присваивается «культовый» статус. Это зачастую зависит от различных обстоятельств. Так, в различных религиозных культах можно найти культовые предметы – иконы, церковные сосуды, сами храмы и пр.
Специалисты считают, что использование различных предметов в религиозных обрядах, которые возводятся в ряд культовых, – восходит к фетишизму – первобытному времени, когда люди приписывали неодушевлённым предметам сверхъестественную силу. Особенно ярко такая черта выражена в христианстве и в буддизме. Таким образом, различным предметам приписывалась таинственная мистическая сила, которая и стала причиной возведения некоторых предметов в категорию «культовых», с течением мировой истории. Такими предметами в основном оказывались святые мощи, святая вода, чудотворные иконы, нательный крест и различные религиозные реликвии.
За время существования человечества религия оказывала на миропонимание и быт человека огромное влияние, разделяя мировую историю на различные эпохи, разжигая войны и оставляя за собой предметы поклонения, которые со временем становились объектом культа. Таким ярким примером служит Туринская Плащаница…
Дойдя до современности, понятие культа несколько изменилось, слегка «износив» религиозный налёт. Культ проник и в современное искусство: сегодня многие называют культовыми фильмы, книги, почему бы и нет – художников, писателей и режиссёров, автомобили и различные предметы категории люкс. Это говорит о том, что чаще всего, используя это слово, мы не задумываемся о его древнем и глубоком смысле, или просто само слово приобрело более «модернизированное» значение, означающее новую веху той сферы, где оно используется.
Предметов, которые за всю историю человечества можно выделить в категорию «культовых», - существует в достаточном количестве, чтобы написать о них целый трактат с учётом возникновения этой самой «культовости», особенности истории и эпохи возникновения и существования этого предмета. Как бы то ни было, Время и его течение нам неподвластны, а возводить предметы в культ – наше право, изначально осужденное Библией.
Сегодня наше восприятие времени обусловлено теми инструментами, которые мы используем для его измерения – наручными часами, а также от соотнесения наших действий с циклами времени. Что же до наручных часов, которые верой и правдой измеряют человеческое время, то они, конечно, не стали предметом религиозного поклонения. Однако за свою небольшую 200-летнюю историю существования многие модели стали символом эпохи, исторических событий, человеческих взаимоотношений и судеб, технических свершений и образцом создания уникальных механизмов.
А теперь вспомните, что в современном 21 веке считается самым дорогим? Правильно: время! Наш ускоряющийся темп жизни постепенно стал культивировать время, и многое, что с ним связано. Насколько это правильно – судить не нам. Наша статья посвящена культовым часам – наручным часам, которые стали не просто уникальными механизмами, а часам, ставшими символом эпохи и пережившими её, ставшими легендой, обойдя своими именами даже своих создателей…
Однако давайте не будем забегать вперёд, и немного поговорим о самых интересных культах человеческой истории, которые, несмотря на время, до сих пор вызывают у нас чувство трепета и, почему бы и нет, поклонения…
Культ солнца: поклонение свету, как источнику жизненной силы
Солнце – один из самых древнейших символов поклонения человечества. А как не поклоняться источнику света и жизни, возвещающем о новом дне и хорошей погоде?
Культ солнца встречается практически во всех культурах нашей цивилизации, и можно сказать, что его не было разве что у самых тёмных (как в прямом, так и в переносном смысле) народов.
Солнце, возникшее раньше любого проявления жизни на Земле, поток жизненной силы и её источник, было предметом поклонения древних цивилизаций. Особенно ярко проявился культ солнца в Древнем Египте, где солнечное божество соотносили с мужским началом, называя его Ра.
Однако, поскольку религия древних египтян не была монотеистической, то у солнечного божества было довольно много имён. Наблюдательность древних египтян связывала в логическую цепочку жизненные и природные циклы с движением солнца.
И, как и у многих народов, Восток для египтян был местом рождения солнца, а поэтому для египтян все передвижения солнца были систематизированы в особый цикл. Так, Восток был местом рождения «молодого» («восточного») солнца, которое носило имя Гор. После рождения солнце проходило свой жизненный путь через весь небосвод, где в зените, собственно, и получало имя Ра, путешествуя, по поверью египтян, на «солнечных лодках». А каждый вечер, солнце, проделав своё дневное путешествие, «умирало» на западе. «Старое» солнце египтяне называли «Атумом», что означало мудрое, старое и уставшее божество. Именно из-за того, что запад считался местом «смерти» солнца, западное побережье Нила в течение многих столетий представляло собой огромное кладбище, где египтяне хоронили своих умерших.
В соответствии с этими поверьями у каждой местности Египта было своё божество, а у каждого божества был свой «дом». Дом солнечного бога Ра находился в Гелиополе, или, как называли это место сами египтяне – «Анну, ном Хек-ад».
Гелиополь, или Гелиополис – был одним из важнейшим городов Древнего Египта, который расположен к северо-востоку от современного Каира. Современная география Гелиополя – пригород Каира под названием Миср аль-Джидида, что в переводе с арабского означает Новый Египет.
Именно здесь был возведён величественный храм Ра и большой дом Атума, что было причиной большого интереса путешественников и паломников. Однако в IX веке фанатики уничтожают последние статуи и величественный обелиск, после чего в Гелиополе остаётся только священный источник, в котором, по поверью египтян, имел обыкновение совершать омовения своего божественного лика бог Ра. Вплоть до нашего времени арабы называли этот водоём «Источником солнца», а по другой легенде в этом водоёме мать Иисуса Христа стирала пелёнки своего сына, когда спасалась от преследований Ирода во время бегства семьи из Палестины.
Культы Древнего Египта – одни из самых мистических и прекрасных культурных наследий, оставленных современной цивилизации. Для египтян Египет был не просто куском суши, но отражением небес, или, точнее, отражением небесных вод, из которых и родилось всё сущее и даже первый древний бог. Небесные воды, согласно мировоззрению египтян, были собраны в Млечный путь, отражением которого на Земле был Нил. Как солнечное божество пересекало Млечный путь на своих кораблях, так и египтяне отправляли в последний путь своих покойников, пересекая Нил с Востока на Запад.
Символом Ра и солнечных божеств Египта было несколько. Однако одним из самых важных и известных символов солнечных божеств стала пирамида, как привычная нам гигантская гробница, ставшая одним из ярчайших образцов культовой архитектуры, так и пирамиды всевозможных размеров, которые, к примеру, можно было носить в качестве амулета на поясе. Что же до одушевлённых объектов поклонения, то таким символом стала птица феникс – одно из земных воплощений солнечного бога, по преданию каждый вечер сжигающий себя, а с восходом солнца возрождающийся из пепла…
Культ кошки: поклонение красоте и грации
Из древности до современных украшений и часов
Нигде и ни в какой культуре мира кошка не почитается так, как в культуре Древнего Египта. Изучая первые иероглифы, которые относятся ко времени пятой и шестой династий фараонов Древнего Египта, исследователи выяснили, что некоторые из них использовались для обозначения слов кот и кошка. Примерное звучание иероглифов – «миу» или «минт».
Мифология наделила это животное сложным метафорическим смыслом, который особенно ярко проявился в египетской культуре вплоть до культа кошки, которому египтяне и поклонялись.
В мировой культуре культ кошки встречается в различных местах. Так, изображения кошек были найдены на территории современной Турции и Иерихона, где на найденных рисунках, датируемых VI–V веками до н.э., изображены женщины, резвящиеся с кошками. Изображения кошек найдены во время раскопок погибшей от извержения Везувия Помпеи. А также в Древнем Китае, где кошка почиталась, как священное животное, более чем за 1000 лет до н.э. Большим ценителем и почитателем кошек прослыл знаменитый китайский философ и мудрец Конфуций, который восторгался уникальной способностью кошек проникаться настроением своего хозяина. Кошка наделялась такими свойствами, как добро, любовь, веселье, материнство, плодородие и защитная сила.
Древние изображения кошек Древнего Египта сохранились до наших дней, ведь именно там и существовал один из самых значительных культов кошек. Египетский культ кошки назывался Бастет (Баст) по имени богини, олицетворяющей культ. Культ считался олицетворением солнечного и лунного света, а богиня кошачьего культа изображалась, как дева с кошачьей головой или в виде львицы. По верованию древних египтян, даже сам солнечный бог Ра мог перевоплощаться в исполинского кота, который и одолел в поединке змея мрака и тьмы Апопа. Схватка со змеем изображена древними художниками, где кот своей лапой пригибает голову змея, а другой заносит нож.
Так или иначе, самым распространённым культ кошки был в Египте. Центром поклонения кошки считался город Бубастис, где, по свидетельству греческого историка Геродота, находился один из самых прекрасных храмов Египта, посвящённый богине-кошке – Бастет. Статуя богини возвышалась в главном святилище храма. Её изображали в виде женщины с головой кошки, и на берегах великого Нила в древности не было богини, которая превосходила бы по величию и могуществу богиню Бастет, олицетворяющую женственность, радость, веселье, здоровье, жизнерадостность и проницательность.
В честь богини ежегодно устраивали торжества, сопровождающиеся танцами и песнями. Торжество проводилось каждую весну и сопровождалось торжественным, ритуальным выносом священных статуэток кошек из храма на ладье вдоль берегов священного Нила.
В храме Бастет жрецы разводили священных кошек, откармливая их молоком и хлебом, а также рыбой, выращенной в специальных резервуарах. Тот, кто покушался на жизнь кошек, карался со всей строгостью: кошка охранялась законом, и осмелившийся поднять на неё руку строго наказывался, вплоть до смертной казни.
После смерти хозяева кошек оплакивали её так же, как и оплакивали бы своих родных, после чего кошку мумифицировали по тем же канонам, как и человека, и только после этого проводился ритуал погребения. В знак траура хозяева кошки выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось.
После мумификации тело кошки зашивали в льняной саван, затем помещали в саркофаг и размещали в один из многочисленных некрополей, которые предназначались специально для захоронения кошек и были выстроены вдоль берегов Нила. Так, исследователями было найдено около десятков тысяч кошачьих мумий, что говорит о большом уважении и распространении культа кошки. Богиню Бастет древнегреческие жрецы часто уподобляли со своей богиней Артемидой, которая считалась покровительницей плодородия и благоденствия.
Ещё одна особенность кошки, за которую её культивировали египтяне, – это особенность кошачьего глаза. Дело в том, что кошка прекрасно ориентируется в темноте, и ночью зрачки глаз кошки принимают округлую форму и странно светятся. Такая метаморфоза привела египтян к выводу о том, что поскольку солнце освещает землю днём, а луна ночью, луна – является оком солнца в тёмное время суток, а кошка, следовательно, от египетского глагола «мау» - видеть, становилась в результате целого ряда умозаключений средним почётным звеном в цепи Солнце-Луна.
С культом кошек связано одно из самых удивительных поражений в египетской истории. По преданию, в 525 году до н.э. персидский царь Камбиз решает захватить Египет, однако персидская армия не была способна взять город штурмом, и Камбиз взял город хитростью. Остановившаяся под городом Пелусия армия так бы и осталась ни с чем, если бы не блестящая мысль царя: каждому воину армии на грудь была прикреплена живая кошка, и армия двинулась на город, защищённая живыми «щитами». Египтяне же просто сдались, так и не решившись ранить или, тем более, убить священных животных, и хитрый персидский царь завоевал Египет, не пролив ни капли крови и не разрушив ни одного здания, после чего основал в Египте 27-ю династию.
Своего апогея культ кошки достигает во времена 12-ой и 13-ой династий египетских фараонов, а храм богини Бастет становится местом паломничества и поклонения. Окончательно культ был забыт около 390 года. С этого времени поклонение и интерес к кошкам в Египте начинает постепенно сходить на нет. Кошки по-прежнему остаются домашними животными, однако они перестают быть объектом поклонения в храмах. Так что культ кошки можно назвать одним из самых ярких культов животного древнего мира…
***
Такое восхищение этим грациозным животным не могло не найти своего отражения в современном мире. До сих пор принято сравнивать женскую грацию с грациозностью кошки. А часовые мастера вряд ли смогли обойти эту тему, декорируя свои циферблаты.
Так, одна из очень знаменитых часовых компаний, которая специализируется на выпуске ювелирных часов, приручила диких хищниц около ста лет назад: правда, для компании Cartier, о которой собственно и речь, это была не кошка, а пантера…
За столетие ювелиры компании «подарили» своей «дикой кошке» окрас и шкуру из дорогих и драгоценных материалов, запечатлели кошачий образ в своих ювелирных изделиях, брошках, колье, и, конечно, наручных часах...
Появлением образа кошки в своей продукции Cartier обязана Жанне Туссен – светской львице, которая в своё время стала знаменитой благодаря своему свободолюбивому нраву, смелыми, порой и безжалостными суждениями и прозвищу «пантера». Как говорят, у Жанны был роман с самим Картье…
В 1933 году Жанна, которая славилась, кроме прочего, своим высоким художественным вкусом, становится ювелирным директором парижского отделения фирмы Картье. А после смерти основателя компании Жанна становится главным дизайнером компании и с того времени «приручает» своих любимых кошек…
Культовая архитектура: выражение эпохи
…Как один из источников культовых предметов можно рассматривать мировую архитектуру, имеющую огромное количество образцов культовых строений. Истоки зарождения архитектуры уходят в первобытнообщинное время человека, когда человек стал возводить свои первые жилища. С возникновением государства смысл архитектуры начинает переформировываться, как исторически состоявшаяся культура. Новая форма поселения постепенно начинает становиться выражением не только функциональности построек, но и символом взаимоотношений различных классов, которые неминуемо начинают возникать на фоне государства. Таким образом «культовость» архитектуры можно представить её ролью в ознаменовании эпох, новейших достижений мастеров своего времени, влиянием на общественную и религиозную жизнь…
Древняя Греция
Величественная красота, гармония и ясность линий античной архитектуры, оказали огромное влияние на последующее развитие мировой архитектуры. Зодчество Древней Греции – образец классического строения и источник вдохновения последующих эпох и культур…
Каждый период греческой архитектуры выражает исторические события и быт, которым жили греки. Период архаики (600-480 гг. до н.э.) выражен архитектурой, отражающей нашествия персов.
Самый известный и оказавший самое большое влияние на последующее развитие архитектуры других стран и эпох – классика (480-323 гг. до н.э.), ознаменовавшаяся смертью Александра Македонского. Империю, созданную великим завоевателем и соединившей огромные территории, совершенно непохожие своим культурным содержанием, можно охарактеризовать активным обменом пёстрого и разнообразного культурного наследия, что, как ни парадоксально, и стало причиной упадка классической греческой культуры.
Конец развития античной архитектуры можно отнести к эпохе эллинизма (30-е гг. до н.э.) – завоевание римлянами Египта.
Одним из самых больших достижений греческой архитектуры становится строение храмов (опять-таки мы упираемся в религию). А расцветом греческой архитектуры можно назвать пятый век до н.э. Это – пик классической эпохи, время правления знаменитого греческого государственного деятеля Перикла, который становится инициатором грандиозных строительных работ в Афинах, на древнем укрепленном холме Акрополе.
Парфенон: идеальное соотношение форм – находка греческих зодчих
Главным сооружением Акрополя становится Парфенон – храм, посвящённый богине Афине. Этот храм представляет собой образец совершенного строения, которое гордо возвышается на холме Акрополя. Парфенон – главный храм афинского Акрополя, посвящённый богине Афине. Его название происходит от слова парфенос, что в буквальном смысле означает – Деве.
Строительство храма начинается в 447 году до н.э., его освящение происходит на празднике Панафиней в 438 году до н.э., но отделочные работы ведутся вплоть до 432 до н.э.
Храм Парфенон представляет собой один из культовых архитектурных образцов, оставленных человечеству, как символ полёта человеческой фантазии на заре цивилизации. Храм расположен на высшей точке Акрополя, на месте, которое посвящено богам.
Его строительство приурочено к 488 году до н.э. в ознаменовании победы над персами при Марафоне в благодарность богине Афине за победу. Храм, посвящённый Афине-девственнице, как называли её сами греки. Руководителем работ по строению храма был Фидий, знаменитый греческий скульптор и художник.
Уникальность храма заключается в том, что по размерам он превзошёл все греческие храмы, в основном не отличающиеся большими размерами. Парфенон представляет собой продуманное в мельчайших деталях строение со своими маленькими секретами, которые и превращают его в одно из уникальных строений своего и не только времени.
Основной целью архитекторов этого времени было зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы и тем самым исправить некоторые погрешности человеческого зрения.
Как отмечают историки и исследователи, курватура Парфенона – специальная кривизна, вносившая в зрительное восприятие храма оптические коррективы, была одним из самых значительных достижений греческих зодчих. Этот маленький секрет, который стал открытием греческих архитекторов, заключается в следующем: в контурах храма нет практически ни одной строго прямой линии, однако именно такое строение даёт визуальное идеально-прямолинейное восприятие линий строения.
Стилобат храма имеет небольшое повышение к центру: иначе издалека кажется, что пол прогибается. Две средние угловые колонны наклонены к середине – к углам: это сделано специально для того, чтобы они казались идеально прямыми.
Все колонны храма оснащены энтазисом (энтазис – от греческого éntasis – напряжение): специальное утоне́ние, представляющее собой плавное изменение диаметра сечения колонны вдоль продольной оси, от максимального в пределах нижней трети ствола до минимального в завершении. Такой приём позволял создать зрительный эффект напряжённости и, что самое главное, устранить иллюзию вогнутости ствола колоны.
Антаблемент (балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза) храма – наклонён наружу, а фронтоны – внутрь. Этот элемент, однако, довольно редко встречается за пределами классической архитектуры.
Как отмечают специалисты, гармония храма состоит из аналогий, из повторения одних и тех же пропорций как наружной колоннады, так и четырёхугольника целы и её внутренней колоннады. В этом смысле также важную роль играет расположение храма относительно акропольского холма. Парфенон расположен на юго-восточном краю скалы, и именно поэтому посетители храма видят его несколько отдалённым, что создаёт иллюзию постепенного «возникновения» храма, по мере приближения к нему…
Статуя Афины
Сакральным центром храма Парфенона считается культовая статуя богини Афины, выполненная самим Фидием. Скульптура до наших дней не сохранилась, и её внешний вид известен нам по изображениям, которые дошли до нас в виде монет. Одиннадцатиметровая статуя, как указывают многочисленные свидетельства, была выполнена в хрисоэлефантинной технике, - то есть была выполнена из слоновой кости и золота на основе дерева. В одной руке Афина держала Нику, а второй опиралась на щит, представляющий собой своеобразное «полотно», на котором была изображена амазономахия.
Фидий изобразил на щите самого себя в образе Дедала и Тесея. По легенде, из-за увековечивания своего образа, а также обвинения в краже золота он попал в тюрьму. Однако это обстоятельство вовсе не умалило его заслуг как художника. Особенностью рельефа на щите Афины является то, что второй и третий план показаны не сзади, как это нам привычно, а один над другим. Ещё одно такое рельефное изображение исполнено на сандалиях богини, где изображена кентавромахия. Постамент статуи украшает рельеф с изображением рождения Пандоры – первой женщины по греческой мифологии…
Готика: мрачное средневековье или «устрашающее величие»
Говоря о готике, почему-то в первую очередь на память приходят мрачноватые голливудские фильмы про вампиров и всякую нечисть. Бесспорно, средневековье – один из самых мрачных, мистических периодов человеческой истории, наполненный, кроме прочего, большим духовным подъёмом и религиозностью. Так же, как и другие эпохи, она ознаменовалась своеобразным выражением человеческой сущности в самых различных сферах искусства: литературе, изобразительном искусстве и архитектуре.
Готическая архитектура – явление, образовавшееся на территории Западной Европы и отчасти Восточной Европы, в период развития средневекового искусства и охватившее временной отрезок с 12 по 15-16 века.
Готический стиль в архитектуре пришёл на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его новыми элементами. Эта архитектура получила название «устрашающе величественная». Такое название произошло от того, что готические сооружения отличались от предыдущих романских зданий своими огромными размерами и фантасмагорическим барельефом, внушающим религиозный трепет. Такое оформление готических сооружений в основном исходило из религиозной направленности сооружений.
Зародилась готика в середине 12 века на севере Франции, а в 13 веке уже получила более широкое распространение на территории современных Чехии, Австрии, Испании, Англии и Германии. Итальянская готика стоит в этом списке несколько особняком, потому что готика проникла в Италию чуть позднее остальных стран, тем самым оставив в истории развития готики название «итальянская готика». И, несмотря на это, слово «готика» имеет итальянское происхождение: Gotico – в буквальном переводе означает «варварский», от слова Goten – варвары. Хотя к историческим готам этот стиль отношения не имеет.
Вначале слово использовалось в качестве бранного, однако как термин слово «готика» впервые использовал Джорджо Вазари, называвший его, чтобы чётко отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.
В конечном итоге готика стала завершающим этапом развития европейского средневекового искусства. Готическая архитектура имела культовое назначение и была религиозна по тематике. Искусство и в том числе архитектура этой эпохи обращаются к вечности, божественным силам и христианскому мировоззрению.
В мировой архитектуре готика отразилась особенно ярко. В основном она стала характерной для храмов, церквей, монастырей и соборов. Основой готической архитектуры стал романский или точнее бургундский стиль. На замену круглых арок, массивных стен и маленьких окон романского стиля приходят характерные для готического стиля арки с заострённым верхом, узкие и высокие колонны и башни, и богато украшенный фасад с резными деталями, которые получили название тимпаны, архивольты и вимперги. Отличительными стали также стрельчатые витражные окна, а также то, что все элементы стиля подчёркивает вертикаль.
Обычно в романских соборах и церквях использовался цилиндрический свод, опирающийся на массивные толстые стены. Это имело ряд недостатков: такого рода конструкция неизбежно приводила к уменьшению объёма здания и, кроме этого, создавала дополнительные трудности при строительстве, что, кроме прочего, становилось причиной небольшого количества окон и их небольшого размера.
Однако появление крестового свода, системы колонн, контрфорсов и аркбутанов превратили соборы в громадные ажурные фантастические сооружения величественного вида и огромных размеров, которые внушали религиозный трепет и восхищение.
Главным достижением архитекторов готического периода стала особая система контрфорсов и аркбутанов, которые позволили распределить нагрузку на несущую часть зданий, тем самым увеличить объёмы и размеры сооружаемых зданий, которые и стали символами своей эпохи.
Контрфорс, от французского contre force – противодействующая сила – элементы архитектуры, получившие распространение ещё в средневековье и бывшие элементом романской архитектуры. По сути, контрфорс был вертикальной конструкцией, представляющей собой выступающую часть стены, вертикальное ребро или отдельную опору, связанную со стеной аркбутаном. Обычно контрфорсы возводились вокруг всего сооружения в виде устоем, которые примыкали к стенам с внешней стороны, против тех мест, в которые упираются в стену подпружные арки сводов.
В эпоху готики контрфорсы приобрели важное значение: архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с довольно низкой несущей способностью, которая возникала из-за больших оконных проёмов, прорезанных в них. Именно поэтому контрфорсы приобрели не только декоративное значение, но и самое практическое. Поначалу их возводили как в романских постройках – вплотную к стене, однако с развитием готического стиля контрфорс стали возводить несколько отступя от стены и даже соединяя с аркбутанами. Спустя ещё немного времени контрфорс получает многоугольную форму, а поверхность здания – становится более украшенной, согласовываясь с общей орнаментацией поверхности здания.
Аркбутан от французского термина arc-boutant - один из типов контрфорсов, используемых в церковной архитектуре в форме наружной полуарки. Его основным предназначением являлась передача горизонтального распора от сводов постройки на опорный столб. Применение этого элемента позволяло архитекторам значительно сократить размеры внутренних опор и освободить пространство здания, тем самым увеличив оконные проёмы и пролёты сводов. Основным назначением аркбутанов было распределение нагрузки, а также выполнение декоративного элемента.
Итак, контрфорсы и аркбутаны стали архитектурными особенностями готической архитектуры. Основным принципом работы этих элементов стало облегчение нагрузки общей конструкции за счёт перераспределения нагрузок, тем самым превратив стены в простую лёгкую оболочку, толщина которых больше не влияла на общую несущую способность здания. Это позволило архитекторам проделывать много окон в своих строениях. За неимением стен в готической архитектуре стало развиваться витражное искусство и скульптура.
Кроме прочего, в готической архитектуре применялась стрельчатая форма в сводах, что уменьшило боковой распор, что позволило направлять значительную часть распора на опору. Стрельчатые арки готической архитектуры по мере её развития становятся более вытянутыми и заострёнными, выражая основную идею готической архитектуры – устремлённость храма ввысь…
***
Однако давайте на минуту перенесёмся из мрачного средневековья в современность, где всё ещё присутствует влияние «устрашающего» стиля. Вы, конечно, догадались, что речь будет идти о часах, а если честно – то о готических часах, или наручных часах, дизайн которых явно перекликается с архитектурой готической эпохи:
Готические часы Agonium от компании Даниэля Строма
Средневековая готика стала не просто вдохновением для часовых компаний при создании «готических» коллекций. Этот стиль стал источником вдохновения для создания многочисленных аксессуаров, предметов интерьера, линий одежды и, конечно же, часовая индустрия просто не могла остаться в стороне от «готического ажиотажа». Ярким примером может стать коллекция часов Agonium от дизайнера Даниэля Строма – яркий пример использования готического стиля для создания наручных часов.
Особая философия и мрачноватый дизайн стали особенностями часов Agonium, в которую входят несколько моделей. Одна из них – часы Memento Mori, Carpe Diem, вдохновением для их создания стало известное итальянское высказывание Memento Mori, Carpe Diem, означающее в переводе «помни о смерти и наслаждайся мгновением».
Создатель «часовой готики» – Даниэль Стром, сын знаменитого Армина Строма. Он создал целый вариативный ряд часов готического стиля – коллекцию Agonium, корпус которых словно повторяет фантасмагорические и мрачноватые контрфорсы и аркбутаны готических соборов. Особо примечательными стали часы Memento Mori, Carpe Diem и часы Draco.
Memento Mori, Carpe Diem – стали своеобразным посылом для своих поклонников, которых дизайнер-оригинал призывает наслаждаться каждым моментом своей жизни. Корпус часов украшают черепа, придающие часам мрачновато-торжественный образ. Часы представлены в нескольких вариациях, отличающимися друг от друга использованными материала: золотом, платиной, палладием и серебром. Основой часов стал механизм ЕТА 2824 с автоподзаводом, водонепроницаемость часов – 50 метров.
Следующей моделью из коллекции Agonium стали часы Draco, посвящённые, как и следует из названия – драконам. Дизайнер поместил голову дракона на ремешок, а корпус изготавливает из драгоценных металлов на выбор поклонников марки: из серебра, золота, палладия и платины. Фигура мифического дракона украшает боковые стороны корпуса и застёжку ремешка. Эти часы выполняются на заказ, и покупатель сам выбирает материал корпуса, цвет циферблата (чёрный или цвет слоновой кости). Основой готического аксессуара стал тот же механизм с автоподзаводом – ЕТА 2824. Часы выпущены ограниченными сериями по 44 и 88 экземпляров.
Несомненно, вдохновением для создания таких часов стала не только мрачноватая эпоха готики, но и готическая архитектура со своими величественными строениями, которые нашли отражение в наручных часах этой марки. И, возвращаясь к архитектуре, думаем, следует отметить самые знаменитые сооружения готической эпохи…
Один из самых известных примеров готической архитектуры – это Собор Парижской Богоматери, который расположен буквально в сердце Парижа, в его восточной части на месте первой христианской церкви – базилики святого Стефана, которая в своё время была построена на месте галло-римского храма Юпитера.
В соборе можно проследить двойственность архитектурных стилей: с одной стороны, ощущается влияние романского стиля, а с другой стороны, собор – яркий пример готического стиля.
Новаторские достижения архитекторов этой эпохи проявляются в «лёгкости» и простоте общей конструкции здания, несмотря на то, что высота здания составляет 35 метров, длина 130 метров, а ширина – 48.
Реймсский собор – также является одним из самых знаменитых готических соборов. Он построен позже Собора Парижской Богоматери, в 12 веке. Этот собор – один из самых ярких примеров Французской готики, известной своими скульптурными композициями. Начиная со средневековья и до 19 века, собор был местом коронации практически всех французских монархов, а сегодня Реймсский собор входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
И, конечно, говоря о готике, нельзя было не упомянуть Чехию и её знаменитую столицу, ставшую уникальным «заповедником» архитектурных примеров различных эпох. Однако ни один стиль не оставил в этом городе такого яркого следа, как готика. В этом смысле Прага стала «столицей» готического стиля.
Одним из самых знаменитых сооружений периода зрелой готики считается Кафедральный собор Святого Вита, расположенный на территории Пражского града на левом берегу Влтавы и Карлов мост – самый старший пражский мост и одно из самых красивых готических инженерных сооружений, соединяющих Старый Город и Малую Страну…
***
Компания Corum: часы Ti-Bridge из коллекции Golden Bridge
Готическая «вертикаль»
В наших рассуждениях про культ и его различные проявления мы немного отошли от темы культовых часов, обратившись к культовым строениям готической эпохи и отражению этого стиля в современном часоделии. Позвольте представить ещё одну компанию, которая имеет в своём арсенале «готические часы» – компания Corum и часы Ti-Bridge из коллекции Golden Bridge. Эту модель смело можно назвать воплощением готической «вертикали», так характерной для готических строений. Конечно, Ti-Bridge – не культовая модель, однако о ней всё же стоит упомянуть в качестве яркого примера отражения эпохи готики и культовых соборов, которые стали живыми свидетелями средневековья.
Согласитесь, выражение «наручные часы в готическом стиле» – звучит как остроумный оксюморон, если судить с той точки зрения, что в эпоху готики наручных часов просто не существовало. Однако чуть позднее, в эпоху романтизма, влияние готического «декора» начинает проступать в различных изделиях человека. Часовое искусство становится одной из сфер проявления этого влияния.
Так, становятся популярными карманные часы с вставками из «витражного», цветного стекла, карманные часы с резными створками в готическом духе, карманные часы с эмалевыми картинками, преимущественно с библейскими или рыцарскими сюжетами. Эти сюжеты, которыми часовщики украшали циферблаты карманных часов, были в эпоху романтизма довольно популярны.
В череде невероятных дерзновенных технических и дизайнерских достижений, часы Corum из коллекции Golden Bridge выглядят, согласитесь, на порядок удивительнее, чем часы других коллекций. Сегодня часы из этой коллекции – одни из редких часовых моделей, к которым применимо выражение «готические часы».
Коллекцию Golden Bridge компания Corum впервые представила в 1987 году и после оглушительного успеха, традиционно стала радовать своих поклонников вариативными моделями практически каждый год. К слову, нужно отметить, что классическая конструкция часов Corum из коллекции Golden Bridge за время своего существования несколько изменялась и дополнялась новыми составляющими.
Так, к примеру, в серию Golden Bridge Artisan Timepieces вошли три модели с циферблатами с миниатюрными живописными изображениями. Этими моделями стали часы Adam&Eve с миниатюрной копией полотна Дюрера, часы Napoleon с изображением солдат наполеоновской армии и часы Mucha с циферблатом, на котором мастера искусным образом изобразили копию афиши Альфонса Мухи.
Другой вариацией в этой коллекции можно отметить инкрустацию различными драгоценными камнями, бриллиантами, синими сапфирами, рубинами задней крышки корпуса часов коллекции Golden Bridge линии Full Pave.
Часы Golden Bridge, кроме прочего, выпускались с массивными браслетами, выполненными из золота, различных часов, которые заменяли классическую версию с чёрным кожаным ремешком.
А в 2000-м году коллекция пополнилась «миллионной» моделью – Golden Bridge Haute Joaillerie Diamonds с бриллиантовым корпусом и браслетом из белого золота, декорированными бриллиантами багетной огранки.
Несмотря на то, что на фоне такого бриллиантового великолепия главная «достопримечательность» часов – её уникальный механизм CO-GB001, несколько терялся, часы все - таки удостоились восторга часовых знатоков.
В рамках коллекции Golden Bridge, кроме прочего, были выпущены также и женские часы, занявшие особое место в линии.
Однако вернёмся к готике. Одной из знаковых моделей этого ряда становятся мужские часы Ti-Bridge, выпущенные в 2009-м году. Главной технической особенностью часов стал мануфактурный калибр СО-GB001 багетной формы, декорированный гравировкой. Калибр Golden Bridge, получивший своё говорящее название от особенности своей формы и своего расположения подобно мосту, соединяет противоположные стороны прямоугольного корпуса.
Модель Ti-Bridge 2009 года представляет собой золотую «рамку», прозрачную со всех сторон. Такой корпус, словно витрина, акцентирует внимание на единственном украшении часов: золотом узком гравированном механизме, который виден со всех сторон. Запас хода часов составляет 40 часов.
Корпус часов выполнен из титана с PVD покрытием. В отличие от всех остальных моделей коллекции оформление модели Ti-Bridge выполнено в современном хай-тековском стиле, однако чёрный корпус, прекрасно контрастирующий с золотом калибра, придаёт часам «тяжеловесный» готический оттенок. Часы Ti-Bridge выпущены ограниченным тиражом в 250 экземпляров, а также дополнительная серия - тиражом 138 экземпляров. Часы выполнены в классическом стиле коллекции Golden Bridge, особенностью которых стало PVD покрытие титанового корпуса. Часы Ti-Bridge выполнены в классическом линейном виде коллекции.
Туринская Плащаница:
Одной из самых знаменитых культовых христианских реликвий является Плащаница Христа, или как её называют по-другому – Туринская Плащаница. История её появления и многочисленных исследований, связанных с установлением её происхождения и подлинности, – одна из самых интереснейших и захватывающих историй предмета, являющегося одним из самых значительных культов христианского мира.
Плащаница представляет собой большое полотно длиною 4.3 метра и шириною 1.1 метр. Сегодня она хранится в соборе итальянского городка Турин, по имени которого и получила своё название – Sindone di Torino.
На желтовато-белом фоне полотна проступают расплывчатые пятна коричневатых оттенков, которые издали напоминают очертания человеческого тела: мужского лица с бородой и длинными волосами. По легенде, именно это полотно покрывало тело Иисуса Христа во время его погребения.
Образ мужчины, запечатлённый на плащанице, – неяркий, однако, как утверждают очевидцы, достаточно детальный. Говорят, что даже невооружённым взглядом можно различить на полотне черты лица, бороду, волосы, губы и пальцы. Кроме отпечатков человеческого тела, на полотне можно также разглядеть следы крови и многочисленные раны, покрывающие тело.
Легенда гласит, что изображение появилось тогда, когда, согласно евангельскому повествованию, распятое тело Христа было положено в погребальную пещеру. При этом тело лежало на одной половине плащаницы, а другая половина, перекинутая через голову, покрывала его сверху.
Откуда на самом деле появилась плащаница – достоверно неизвестно. Существуют многочисленные версии, теории, и предположения, каждая из которых довольно убедительно подтверждает или опровергает подлинность и происхождение Плащаницы различными современными исследованиями.
Что же о истории Плащаницы, то есть несколько версий. Так, например, согласно преданиям православной церкви, Плащаница хранилась в Константинополе, в храме Святой Софии и выставлялась для поклонения на Страстной неделе в период XI-XII веков. Из этого времени о Плащанице также дошло письменное свидетельство от Николая Мазарита, кто спас Святую Плащаницу во время бунта императорской гвардии в 1201 году от огня: «Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и ещё благоухают помазанием»...
Ещё один письменный документ, который сохранился до наших дней – свидетельство летописца четвёртого крестового похода Робера де Клари, который пишет об исчезновении Плащаницы из Константинополя в 1204 году во время разгрома города. Судя по этой версии, Плащаница, как и другие похищенные святыни, была увезена крестоносцами в Западную Европу, после чего свидетельства о её пребывании прерываются на 50 лет!
Многие исследователи и историки не без основания полагают, что всё это время плащаница хранилась у тамплиеров, представляющих христианский военизированный орден, основанный в 12 веке. Некоторые источники также указывают на то, что тамплиеры поклонялись некой таинственной голове с рыжей бородой. А если учесть, что изображение на Плащанице имеет цвет ожога, который мог оставить утюг на белой скатерти, то можно сказать о цвете изображение, что оно – желтовато-бурое или… рыжее.
Во время гонений ордена тамплиеров «голова» бесследно исчезла. А в 1951 году в Англии при реставрации старинного здания, принадлежащего тамплиерам, под штукатуркой на потолке была найдена доска с изображением этой самой таинственной «рыжей головы», очень напоминающей изображение Плащаницы…
К слову, исследователь доктор Ян Вильсон обратил своё внимание на одно интересное совпадение: основатель крестового похода состоял в родстве с руководителем крестового похода, о котором мы говорили чуть выше. Глава ордена тамплиеров Нормандии (казнённый во времена гонений на орден французским королём Филиппом Красивым в 1314 году), в свою очередь носил то же имя, что и первый обладатель Плащаницы – граф Жофрэ де Шарни.
Что же до конкретных исторических фактов, которые дошли до нас, то историю Туринской Плащаницы явно можно отследить только с 14 века. Впервые она появилась именно в это время, таинственным образом оказавшись во Франции в городе Лире у графа Жоффруа (Жофрэ) де Шарни, который в 1353 году публично объявил о том, что Плащаница находится у него, и передал её в местный приход. Однако в то время разразился небольшой скандал с местным епископом, который был против публичного показа Плащаницы. К тому же, как оказалось, сам Жофрэ не мог дать вразумительного объяснения про её происхождение и о том, как она оказалась у него.
Спустя 35 лет, в 1389 году, сын Жофрэ де Шарни заручился поддержкой папы Римского и организовал вторую попытку выставить Плащаницу в храме. На этот раз реликвию поместили в специально построенной церкви в Лире, во владениях де Шарни. Но на этот раз представление реликвии вновь вызвало протест со стороны церкви. Так, этому воспротивился местный епископ Пьер д’Арси, официально объявивший Плащаницу делом рук неизвестного художника.
Он издал специальный меморандум по этому поводу, где излагает свои опасения насчёт происхождения Плащаницы. Этот меморандум – также один из первых письменных документов о Плащанице, который есть у историков.
Прения вокруг Плащаницы продолжали накаляться до тех пор, пока папа Климент VII в 1390 году не выносит вердикт: показывать Плащаницу в церкви, однако только с условием того, что будет разъясняться, что это не настоящее полотно, в которое было завёрнуто тело господне Иосифом Аримафейским, а художественное воспроизведение – икона.
После этого Плащаницу, однако, ждали ещё «путешествия». В 1452 году Маргарита де Шарни – внучка графа Жоффруа продаёт Плащаницу герцогу Савойскому, который впоследствии хранит её в соборе французского города Шамбэри, где Плащаница и хранится до того, как попасть в Турин.
В Турине Плащаница хранится, начиная 1578 года, в специальном ковчеге в соборе Джованни Батиста, и с 1578 года её судьба известна по месяцам…
Впервые научный интерес к Плащанице вспыхнул в конце 19 века. А началось всё с международной выставки религиозного искусства в Париже, которая проводилась в 1898 году. Тогда Плащаница была представлена широкой публике, однако, вовсе не как культовая реликвия, а как плохо сохранившееся творение древних христианских художников.
28 мая, в разгар выставки, полотно фотографирует Секондо Пиа – фотограф-любитель: Плащаница была вывешена высоко над аркой, где проходила выставка.
Из двух снимков один оказался испорченным, однако второй – оказался настоящей сенсацией: на втором снимке на тёмном фоне негатива был выявлен позитивный фотографический портрет Христа. Фотограф, который неожиданно для себя сделал такое потрясающее открытие, в своих интервью рассказывал, что в ночь, когда на его фотопластинке вдруг стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа, его волнению не было предела.
Казалось, сенсационное открытие Секондо должно повлечь за собой широкое исследование полотна. Однако церковь не допускала учёных к полотну, которое после этого тщательно охранялось. И поэтому первые исследования, относящиеся к полотну, представляют собой изучение Плащаницы на основе более качественных фотографий. С их помощью исследователям удалось выявить несколько немаловажных деталей.
Так, в 1902 году французскому биологу Полю Виньону удалось детально исследовать анатомию человека, который был изображён на полотне. В 1931 году новые фотографии, более высокого качества становятся для исследователей доказательством того, что изображение на полотне принадлежит, по версии этнологов, человеку, относящемуся к природному типу иудеев-сефардов. По оценке исследователей, его рост составлял около 178 см, а возраст около 30-45 лет.
Вторым этапом исследований Плащаницы становятся 1969-1973 годы. Впервые учёных допускают к непосредственному исследованию Плащаницы в 1969 году. Создаётся группа из 11 специалистов, которым было позволено работать с полотном. Однако первая «встреча» специалистов и полотна преследовала цель не исследования самого полотна, а его сохранности. Главным становится вопрос о её дальнейшем хранении. Однако спустя некоторое время исследования полотна вновь продолжаются.
На этот раз научное исследование имеет место в 1973 году. Одним из исследователей становится шведский криминалист Макс Фрай…
Современные культы: ода материальным ценностям
Что ж, можно сказать, нам хоть немножко да удалось выяснить для себя, что такое культ и как он проявляется не только в нашем понимании и сознании, но и как он материализуется в человеческой культуре, системе его ценностей, а также в различных предметах, которым приписывается статус «культовый».
Если верить словарям и различным определениям, то культ – это религиозное поклонение, почитание каких-либо существ или предметов. Однако проблема определения этой самой «культовости» явлений и предметов, о которых мы поговорили (и которые мы не упомянули), довольно затруднительна в силу того, что сам термин со временем словно «стёрся» от частого злоупотребления, расширив смысл и «размыв» конкретное определение…
Как бы то ни было, мы попытались определить «культовость» обсуждаемых предметов и явлений, исходя из новизны и «переворотного» влияния на культуру и стереотипы человека…
Вы скажете, что почитание и поклонение остались в далёком прошлом и присущи только нашим предкам, а современный человек всё меньше впадает в зависимость от поклонения. Позвольте доказать обратное. Сегодня нас окружает довольно большое количество явлений, которые мы можем назвать культовыми в силу как вышеперечисленных, так и других причин.
Современные культы проявились как в искусстве, так и в материальных ценностях 20- 21 веков. Культовое кино, культовые режиссёры, создающие это кино, культовые певцы и актёры, культовые художники – каждый из них создал что-то новое, открыл новый мир, вызывая чувство поклонения и став тем самым для нас культовым понятием.
Что же до культовых предметов, то современные культы, по сути, мало чем отличаются от тех предметов, которые донесла до нас человеческая история. Каждый из них – что-то новое и поразительное для человеческого сознания…
Одним из главных отличий 21 века от других эпох стало то, что культовыми стали считаться предметы роскоши. Предметы класса люкс – автомобили и драгоценности, различные технические изделия - всё это стало пусть и приземленным, но тем не менее культовым.
Наручные часы, как один из самых нужных и статусных аксессуаров 21 века, также не избежали «культовой» участи. Понятие «культовые часы» незаметно появилось в нашей жизни и даже сложно определить, когда и какая марка стала первым производителем «культовых часов». Тем не менее, это вовсе не стало препятствием для того, чтобы понятие «культовые часы» получило бы своё распространение не только среди заядлых коллекционеров и увлечённых знатоков, но и просто тех, кому интересен мир часоделия.
Но давайте, прежде чем начать разговор о культовых часах, которым и посвящена наша статья, немного поговорим и о современных культах…
Культовые фильмы
Понятие «культовый фильм», означающее восхищение и культоподобное почитание, длилось среди поклонников фильма более десятилетия, это выражается не просто в регулярных просмотрах фильма, но и в создании субкультуры (в некоторых особо крайних случаях - религии) на основе вымышленного мира фильма. Таким фильмом, к примеру, стала фантастическая сага «Звёздные войны», задуманная американских режиссёром Джорджем Лукасом и впервые появившаяся на больших экранах в 1977 году. Этот фильм оказал огромное влияние на международную поп-культуру своего времени и неоднократно признавался одним из лучших научно-фантастических фильмов всех времён.
Что можно отметить как примечательный факт, так это то, что культовость фильма определяется не коммерческим успехом, каким могут похвастать успешные мэйнстримовые картины, а своим влиянием на кинематограф. В этом плане «Звёздные войны» со своим оглушающим коммерческим успехом скорее – исключение.
С определением «культовости» фильма есть, конечно, и сложности. Вся проблема в том, что чем чаще и шире используется термин, тем больше «опустошается» его конкретное значение. Сегодня это понятие бессовестно используют многие кинопрокатчики, как маркетинговый механизм, который присваивает звание «культового» различным фильмам, которые можно назвать практически «бросовым» товаром…
Культовость фильма де факто определяет та особенная реакция людей, которая и создаётся вокруг определённого фильма, причём часто из целого в жизнь входят некоторые фрагменты, которые в дальнейшем становятся элементами поп-культуры. Так, таким феноменом в истории кинематографа стали картины 80-ых - «Братья Блюз» и «Шоу ужасов Рокки Хоррора», которые со временем стали классикой культовых фильмов.
В конечном счёте, культовый фильм, как правило, открывает новую веху в истории кинематографа и качественно отличается от предыдущих кинокартин, плавно вписывающихся в общий период. Главным качеством культового фильма можно назвать «прорыв», который он произвёл в своё время…
***
Культовой комедией 50-ых годов становится эксцентрическая комедия Билли Уйалдера «Some like it hot» («Некоторые любят погорячее»), снятая по мотивам рассказа Роберта Торена и Майкла Логана, получившая широкое признание и такие награды, как Оскар и Золотой Глобус. В главных ролях картины снялись Джек Леммон, Тони Кёртис и Мэрилин Монро.
Последняя фраза фильма стала одной из самых цитируемых фраз в истории кинематографа. Во время заключительной сцены, когда миллионер Осгуд обсуждает с девушкой Дафной (которая на самом деле – музыкант Джерри) нюансы предстоящего бракосочетания – «девушка» пытается уклониться, приводя в довод курение, бесплодие и небезупречное поведение, однако Осгуд готов принять и простить всё. Музыканту приходится раскрыться и сказать уже низким мужским баритоном, что, дескать «И вообще – я мужчина!». На что миллионер невозмутимо отвечает: «У каждого свои недостатки» (Nobody’s perfect).
В категорию культовых фильмов также можно внести знаменитую гангстерскую драму «Крёстный отец» («The Godfather»), признанную Американским институтом киноискусства самым лучшим гангстерским фильмом. Слоган, который проходит по своей линии сюжета фильма – «Настоящая власть не может быть дана, она может быть взята…».
В 90-ых годах одним из культовых фильмов стала картина Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», особенностью которого стали лучшие фрагменты из диалогов, которые были включены в саундтрек к фильму…
Культовые книги
Что ж, определение" культовая книга" так же сложно, как и" культовый фильм". Можно определить культовые книги по-разному, разделяя их по различным критериям: жанр, особенности эпохи, новизна изложения и пр., и пр. Критерии, по которым можно отнести книгу в категорию культовых книг, можно перечислять и перечислять. И конечно, никакие характеристики не смогут дать полной характеристики обозначению «культовой книги». Культовая книга неким еле уловимым нюансом отличается от нашумевшего бестселлера, от популярных и известных книг. Так, книга Дарвина «Происхождение видов» представляет кардинально новые взгляды, однако вряд ли её можно назвать культовой, но в то же время «Так говорил Заратустра» Ницше – считается одной из самых культовых книг всех времён…
Культовые автомобили
Большие деньги – определённый статус и обязательства: так принято в современном мире. Да и не только сейчас, так было заведено практически всегда. Король должен жить только во дворце, настоящая леди не будет кушать консервированные фрукты, а современные «короли» прежде всего будут дорожить своим статусом, который подчёркивается определённой категорией материальных ценностей. Сегодня материальные ценности можно назвать культом современной жизни. Все стремятся к хорошей жизни, большим деньгам и обладанию дорогими эксклюзивными вещами, которые подчеркнут стиль жизни и приверженность к определённому социальному кругу. Автомобиль стал одним из тех показателей, о котором мы говорили чуть выше. И среди них тоже есть понятие культа: это автомобили, которые стали новым словом в машиностроении…
Maybach
Этот автомобиль говорит о том, что его владелец достиг самого высокого положения в обществе, гордо демонстрирует это и, конечно, заботится о своей деловой репутации: для своих деловых поездок он использует самый роскошный седан в мире.
Марка Maybach изначально блистала в начале прошлого века. В 30-ые годы 20-го века его производство остановилось, и лишь спустя 60 лет Maybach вновь возобновил производство культового автомобиля, что было продуманным коммерческим ходом: маркетологи концерна Daimler Chrysler решают сконструировать автомобиль, который превзошёл бы Mercedes S500 AMG и стал новым символом элитарного автомобиля.
Производителям удалось достичь поставленной цели – автомобиль Maybach стал не просто автомобилем представительского класса, но новым словом в категории элитных автомобилей. Maybach стал новым культом нового тысячелетия, культом роскоши и власти.
Сегодня компания-производитель выпускает две модели элитного автомобиля – Maybach 57, длина которого составляет 5.73 метра, и Maybach 62, длина которого составляет 6.17 метров. Цена автомобилей составляет 310 и 360 тысяч евро соответственно.
Mercedes-Benz
Одной из самых культовых компаний, производящих автомобили, – компания Mercedes-Benz. Сегодня она стала ведущей в производстве автомобилей. Однако как культовую модель можно выделить автомобиль Mercedes S500 AMG, который стал одним из самых знаменитых культовых автомобилей представительского класса.
Сегодня мерседесы S-класса являются самыми популярными в мире автомобилями представительского класса, о чём ярко свидетельствуют продажи компании. Так, в 2006 году мировые продажи автомобилей этой компании достигают 91.800 тысяч, а в 2007 году модельный ряд класса S расширяется за счёт появления четырёх новых полноприводных модификаций 4Matic: S 320 CDI, S 350, S 450 и S 500.
Автомобили класса S стали классикой делового стиля, которые в то же время представляют собой воплощение новейших технических достижений. Единственным минусом (если это можно, конечно, назвать минусом) является то, что сразу после выпуска автомобили этой серии становятся практически массовым автомобилем в кругу бизнесменов.
Audi
Компания Audi – сегодня всемирно известная компания по производству автомобилей, которые можно с чистой совестью отнести к категории культовых.
История компании начинается не самым лицеприятным образом: в 1910 году в суде рассматривается дело об обвинении Августа Хорха (August Horch) его бывшими коллегами из компании Horch.
До суда Августа и его коллег привели разногласия, ставшие причиной ухода Августа из собственной фирмы, которая была основана им же в 1899 году. После своего ухода Август открывает новую фирму с тем же названием, именно существование двух фирм с одинаковым названием и вызвало протесты со стороны бывших коллег Августа и стало причиной судебных разбирательств.
По вердикту суда, второй компании присуждается имя Audi, что в буквальном переводе с немецкого языка означает перевод фамилии Horch – «слушать».
После войны город, где располагалась компания Audi – немецкий городок Цвиккуау, входит в состав ГДР, и завод Audi национализируют, выпуская на нём автомобили различных марок. После временного отсутствия на рынке Audi возвращается в 1965 году, представив в Франкфуртском автосалоне на выставке переднеприводную Audi 1700 с высокоэкономичным двигателем разработки Daimler Benz.
Высокий авторитет на рынке автомобилей компании приносят представленные в 1980 году полноприводные модификации Quattro, неоднократно добивавшиеся успеха на различных международных ралли.
Инициатором выпуска становится талантливый инженер Фердинанд Пих (Ferdinand Piech)…
Культовая музыка
Как определить, какая музыка культовая? Классика – потому что она заложила основы гармонии? Рок музыка – ставшая особой субкультурой и породившей такие явления, как хиппи, панки, металлисты, готы? А может джаз, возникший в конце 19 века как результат смешения африканской и европейской музыки, перевернувший традиционный ритмический рисунок существовавшей до этого музыки?..
***
… кажется, наконец, пришло время поговорить и о культовых часах. О хронометрах, которые стали в своё время новым словом в мире часоделия. XX век стал в истории часов удивительной эпохой открытий и разработок. За небольшой отрезок времени – около 200 лет – мир часов пережил удивительную и динамичную эволюцию, оставившую нам прекрасные изделия, как образец полёта человеческой мысли, его фантазии и упорства достижения своей цели.
Итак, культовые часы…
продолжение следует...
|