Религия Времени и часовые идолы. Культовые часы Admiral’s Cup – Corum (часть 4)
Культовые часы Admiral’s Cup
Про эти часы можно сказать одно: Admiral’s Cup в своё время были так знамениты, что многие любители часового дела по сей день и не догадываются, что Admiral’s Cup – это не компания, а название модели, а компания-производитель этой модели – это часовая компания Corum. И вправду, часы Admiral’s Cup одни из тех редких часовых моделей, слава которых затмила славу своей компании, чуть ли не превратив Corum в бренд одной модели.
Многие называют Admiral’s Cup культовыми часами – и это действительно так, если проследить их появление на сцене часового рынка, их популярность, которая позволила модели с огромным успехом просуществовать на часовом рынке двадцать лет без каких - либо изменений в своём дизайнерском и техническом «облике».
12-гранный водонепроницаемый корпус часов с выгравированным парусником на задней крышке, символизирующим яхтенные состязания, и часовая разметка, выполненная в виде символов международного морского кода, – знамениты и известны всему миру. Правда, знаменитый 12-гранный корпус появился всего лишь спустя двадцать лет после успеха «материнской» модели…
Культовые часы Admiral’s Cup – наручные часы, появившиеся на часовом рынке в 1960 году, приуроченные к одноимённой знаменитой английской регате – Admiral’s Cup. Главной особенностью модели был её прямоугольный водонепроницаемый корпус, который в мгновение ока (менее чем за год!) получил статус культового. Часы с прямоугольным и водонепроницаемым корпусом, с выгравированным парусником на задней крышке – стали откровением своего времени. Список достоинств часов завершал сертификат хронометра: каждый уважающий себя яхтсмен мечтал об обладании часами Admiral’s Cup.
Успех модели был настолько невероятным и оглушительным, что слава культовых часов Admiral’s Cup затмила даже имя часовой компании – Corum. И сегодня вполне возможно, что спросив кого-нибудь на престижном азиатском курорте про часы Admiral’s Cup, услышите в ответ, что это часовая марка.
Итак, часы Admiral’s Cup стали одним из самых желанных и культовых аксессуаров в среде яхтсменов. Популярность аксессуара держалась на крайне высоком уровне, похвастать чем может не всякая часовая компания. И культовые часы Admiral’s Cup просуществовали без изменений с оглушительным успехом – двадцать лет, несмотря на то, что бесцеремонно подделывались всеми кому не лень и даже тогда, когда появились не менее легендарные часы Royal Oak от компании Audemars Piguet. Даже «королевский дуб», появившийся вначале 70-ых и определивший новое поколение часов класса sport de luxe, не смог пошатнуть «адмиральских» позиций.
Admiral’s Cup стала такой же стильной и главное престижной моделью часов, как, к примеру, яхта с эмблемой RORC (Royal Ocean Racing Club) на борту.
История регаты Admiral’s Cup и её «собственных» часов
Автор одной из самых знаменитых яхтенных регат – Royal Ocean Racing Club (RORC) – великая морская держава – Великобритания.
В 1957 году Европа, уже окончательно оправившаяся от мировой войны, вновь ощущает тягу к роскоши красивым мероприятиям. Именно в это время двое заядлых яхтсменов – сэр Питер Грин, знаменитый мировой страховщик Lloyds of London и сэр Майлз Уайэтт, директор одной из самых крупнейших авиакомпаний мира British Airways решают придумать и организовать соревнование парусных яхт океанического класса. Как оказалось, Британия не имела ни одного соревнования такого класса. Друзья решили, что такой факт был крайне постыдным для страны, считающейся владычицей морской и стали действовать. И оба сэра, которые были членами Royal Ocean Racing Club, возложили патронаж над регатой на RORC.
А название регаты придумалось практически между делом, во время диалога яхтсменов, во время которого сэр Питер, уточняя у сэра Майлза полученный в RORC чин адмирала, предложил назвать регату Admiral’s Cup – Кубок адмирала. Конечно, сэр Уайэтт в силу скромности пытался отказаться от такой чести, однако, как показало время, сэр Грин, настояв на своём, также отметил, что такое название будет ассоциироваться с адмиралом Нельсоном, что добавит названию регаты некую «историчность» и приятное звучание.
Admiral’s Cup сразу же удостоилась успеха: первая регата собрала участников из 19 стран, среди которых лучшие шкиперы на отборных парусных яхтах. Было решено проводить регату раз в два года, а уровень организации Admiral’s Cup был настолько высок, что практически сразу получил статус неофициального чемпионата мира.
С тех пор «адмиральская» регата стала одним из ярчайших событий в мире яхтинга, в первом соревновании которого выиграли сами организаторы (с тех пор завоевавшие титул победителя семь раз), четыре победы остались за немецкой командой, а за ними – австралийцы, которые вот-вот с ними сравняются…
***
Сегодня среди часовых брендов стало довольно популярным занимать спортивную нишу, таким образом продвигая свой товар на довольно специфическом рынке, со своими стандартами и требованиями.
Практически каждая часовая компания имеет в своём арсенале коллекцию спортивных часов. Этот вид сотрудничества спорта и наручных часов представляет собой спонсорство различных спортивных мероприятий. Такой маркетинг обеспечивает часовым компаниям определённый круг клиентуры и солидную рекламу. Если в спортивном мероприятии участвуют известные спортсмены или просто знаменитости – то это только дополнительный плюс.
Ещё одним преимуществом такого рода мероприятий, которые могут спонсировать часовые компании, – то, что часы становятся официальным «лицом» мероприятия. Кроме того, такой маркетинговый подход полностью оправдывает себя в том плане, что, кроме основной рыночной функции, привносит в мир спортивных событий и мероприятий приятную долю эстетического оживления.
Часы Admiral’s Cup были одними из первых часов, которые стали «лицом» такого крупномасштабного спортивного мероприятия – это стало одной из составляющих уникального успеха.
Сегодня Admiral’s Cup считается культовой моделью, над которой компания Corum постоянно работает, представляя поклонникам «адмиральской» модели всё новые и более совершенные как в дизайнерском, так и в техническом плане часы.
Однако прежде чем поговорить о часах Admiral’s Cup нового времени, предлагаем окунуться в историю парусного спорта, ощутив всю его красоту и эстетическую свободу…
О море, парусах, яхтинге и, конечно, о часах!
Зарождение парусного спорта
Парусный спорт – состязание, насчитывающее историю сроком более шести лет. В начале своей истории, когда суда не выходили в открытое море, при плавании по рекам, парус не играл значительной роли – он был всего лишь вспомогательной деталью судна. Его роль стала значительней тогда, когда суда стали больше плавать в открытом море: здесь парус был основным «двигателем» судна.
Мотивы «завоевания» моря имеют разный характер, но даже на заре зарождения судоходство было не только необходимостью, но и развлекательным увлечением…
Как таковой яхтинг начинает окончательно формироваться только к концу XV, как особая ветвь парусного мореплавания со специальными судами – яхтами. Яхты, как правило, были предназначены для плавания ради удовольствия и для состязаний.
За 400 лет своего существования и развития парусный спорт сегодня можно разделить на несколько видов: дальние плавания, прогулочный яхтинг, океанские марафоны и регаты.
Вполне естественно, что парусный спорт мог возникнуть и развиваться только в странах, расположенных на морских берегах и в странах с развитой и высокой культурой. Такими странами на рубеже XVI и XVII стали Бельгия и Голландия, расположенные в бассейне Рейна и Шельды. Как показала история, голландцы первыми стали плавать под парусами ради собственного удовольствия и просто ради спортивного интереса.
Во второй половине XVII века Голландия достигает своего расцвета, а голландцы становятся признанными мастерами парусного кораблестроения. Именно они начинают строить для гонок специальные небольшие парусники – прототипы современных яхт. Главным критерием яхты и любительского плавания под парусами становится чувство прекрасного: яхтой, к примеру, не могло считаться то судно, которое своей оснасткой и формой не вызывало восхищения.
Кроме красивого судна, существовали также негласные правила и для яхтсменов. Так, не признававший правил негласных законов товарищества, этических норм и морского этикета, не мог заслужить звания яхтсмена.
Первый документ о любительском плавании под парусами, который сохранила история, – прошение о разрешении на рейс от Флиссингена до Лондона голландского хирурга Генри де Вогтома. Он указывал, что рейс будет проведён «в небольшой открытой лодке совершенно самостоятельно, рассчитывая только на провидение». Дальность маршрута составляла около 130 миль. И хотя так и неизвестно, получил ли хирург разрешение на плавание, и было ли оно совершено, тем не менее, существование подобного документа доказывает тот факт, что любительские плавания имели место в истории довольно давно.
Первые парусные гонки
Постепенно влияние голландцев стало распространяться и на соседние страны. Так, английский король Карл II Стюарт, находящийся в изгнании в Голландии, увлёкся парусным спортом настолько, что по возвращении на трон заказал себе яхту.
Королевская яхта была спущена на воду 21 мая 1661 года, и после этого в Англии становится популярной организация официальных парусных состязаний.
Первая официально зарегистрированная парусная гонка состоялась в Англии 1 октября 1661 года на Темзе - от Гринвича до Грейвсенда и обратно. Участниками состязания стали сам Карл II на яхте «Екатерина» и его брат герцог Йоркский на яхте «Анна». Заклад соревнования составлял 100 гиней. Следует отметить, что на этапе до Грейвсенда лидировал герцог Йоркский, однако на обратном пути король отыграл заклад.
Яхтинг в Англии был увлечением только привилегированных особ, а у самого короля было 18 яхт.
Яхтинг в России
В России создателем флота и морского судостроения был Петр I, который одним из первых осознал важность создания морских традиций в сухопутном и земледельческом государстве. В 1718 году его стараниями в России учреждается «Потомственный Невский флот», в который вошла 141 яхта (большинство из них принадлежало богатым петербургским дворянам).
После смерти царя в 1725 году, парусные яхты использовались для прогулок на Неве, после чего развитие яхтинга неуклонно и стремительно набирает обороты. Следует, однако, заметить, что яхтинг прежде всего был и остаётся развлечением богатых людей, подразумевающим определённые имущественные возможности.
Постепенно с распространением яхтинга возникали также неформальные сообщества их владельцев. Одним из первых яхт- клубов считается Водный клуб Коркской гавани – Corc Harbour Water Club, возникший в Южной Ирландии в 1720 году. В то время яхтами обычно управляли профессиональные моряки, а сами яхтсмены просто получали удовольствие от плавания под парусами. Такое деление на яхтсменов и судовую команду продержалось в мировом яхтинге около трёх столетий.
Распространение парусного спорта
До середины XIX века яхтенного спорта в его современном понимании не существует. Прежде всего, яхты служили для увеселительных прогулок и путешествий. Однако в 1775 году в Англии возникает Камберлендская флотилия (Kumberland Fleet), предназначением которой становится подготовка и проведение регат, которые во многом меняют «любительское» отношение к яхтам.
После этого в 1812 году в Каусе основывается один из старейших английских яхт-клубов – Королевская яхтенная эскадра – Royal Yacht Squadron. Именно в этом клубе впервые принимается постановление о дисквалификации любого участника в случае применения на яхте парового двигателя. Это решение позволило сохранить истинный дух парусного яхтинга: с этого времени спортивной считается только парусная яхта.
После этого во многих странах наблюдается тенденция к основанию яхт-клубов. Так, самыми старейшими и самыми известными клубами мира считаются «Шведский Королевский парусный клуб» (основан в 1830 году), «Гоночное общество в Гавре» (1838 год), «Нью-Йоркский яхт-клуб» (1844 год), «Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб» (1846 год), «Парижский парусный клуб» (1858 год), Санкт-петербургский клуб «Моряк на все руки» (основан в 1858 году).
Постепенно увлечение яхтенным спортом начинает завоёвывать всё больше и больше стран, становясь одним из ярчайших событий культурной жизни, где бы оно ни проводилось. Яхтенный спорт был очень распространён в СССР. Яхтсмены принимали активное участие во Второй мировой войне.
История яхтенных гонок изобилует самыми оригинальными и интересными историями. Так, к примеру, первое исторически достоверное одиночное плавание совершил американец Дж. М. Кренстон в 1849 году на яхте «Токка», длина которой составляла около 12 м. А первое одиночное плавание через Атлантику в восточном направлении совершил простой рыбак Альфред Енсен на яхте «Сентениэл», в ознаменование сотой годовщины независимости США.
В 1891 году состоялась первая трансатлантическая гонка одиночек, в которой приняли участие Дж.У. Лоулор на яхте «Си серпент» длиной 4.5 м. и Эндрюс на швертботе «Мермэйд».
Лоулор, финишировавший первым, пристал к берегу через 45 дней, а Эндрюсу таки не удалось завершить состязание, поскольку он перевернулся и потерял все припасы.
Олимпийский спорт и парусные регаты
В 1900-м году парусные гонки включаются в программу Олимпийских игр (II Олимпиада в Париже). И, несмотря на то, что в первом состязании приняли участие не очень много экипажей, тем не менее, это была настоящая международная регата. Соревнования проводились раздельно для каждого класса: «6 метров», «8 метров», «10 метров» и отдельно для класса яхт выше 10 метров.
До 1904 года не существовало единой организации, защищающей интересы яхтсменов разных стран, и в 1904 году создаётся Международный союз парусного спорта. А через три года на международной конференции в Лондоне вырабатываются первые общие гоночные правила для Англии, Германии и Франции.
Как отмечали многие яхтсмены, эффект от организации международного союза стал ощутимым. Прежде всего, были установлены чёткие правила гонок, был введён регламент соревнований, определены классы яхт, имеющих право участвовать в гонках…
Новое время Admiral’s Cup
…20-летний юбилей культовой модели стал поводом для развития и усовершенствования знаменитой модели. В 80-ых годах мастера компании Corum решили вдохнуть в культовые часы новую жизнь, осознав жёсткую конкуренцию на часовом рынке. Первым делом изменения коснулись внешнего оформления часов: легендарный прямоугольный корпус преобразился в 12-гранный, заимствованный у другой успешной модели Corum – часов Lion Heart. Однако, именно у Admiral’s Cup 12-гранный корпус получил такое особенное и «мощное» оформление, а именно – часовая разметка, обозначенная цифрами-символами, идея, подсказанная одним из итальянских дилеров компании, которому удалось убедить дизайнеров часов, что это будет крайне стильно и концептуально.
Дилер оказался как нельзя прав: сегодня часовая разметка часов Admiral’s Cup в виде флажков – одна из самых узнаваемых фирменных черт этой модели.
Сегодня «эволюционировавшую» модель (или, скорее, модели, поскольку сегодня существует довольно большое количество разновидностей легендарных часов) можно увидеть с цифрами-флажками и на роторе автоподзавода, где они обозначают год выпуска часов.
Кроме этого, изменения коснулись и размера корпуса – он увеличился до 44 мм в диаметре, ушки для браслета стали «мощнее», напоминая сбоку силуэт яхты, а заводная коронка выполнена в форме кнехта (стальная или чугунная тумба, к которой крепится трос).
Об оригинале часов напоминает традиционно выгравированный на задней крышке парусник…
|