Религия Времени и часовые идолы. Культовые часы Type XX – Breguet (часть 3)
Культовые часы Type XX – необычный эксперимент для пилотов
В 1950 году часовая компания Breguet, знаменитая своими элегантными и оригинальными часами, представляет публике необычное традициям и стилю компании изделие – хронограф Type XX. Созданная модель представляла собой типичные военные авиационные наручные часы, особенностями которых были циферблат чёрного цвета с чётким легкосчитываемым оформлением, светящиеся цифры, и крупная заводная головка, которой можно было пользоваться даже в кожаных пилотских перчатках.
Модель была совершенно невероятна и нетипична для компании – знатоки часового дела даже пожимали плечами: «куда делась изысканность Breguet». Было понятно, что Type XX – чистой воды эксперимент. Но для кого он предназначался и почему компания отошла от своей традиционной элегантности к практичной милитаристской функциональности, оставалось вопросом, который будоражил всех, кто не был равнодушен к часовой промышленности.
После выпуска модели было ясно, что руководители компании немного осторожничают, выпуская часы Breguet Type XX довольно небольшим тиражом. Однако 1954 год стал определяющим в судьбе коллекции, которой суждено было стать культовой. Именно в этом году компания получает крупный заказ от французского правительства на поставку часов Type XX для ВВС, ВМФ и CEV (французский лётный тест-центр) Франции. Таким образом, часы Type XX становились официальными часами для самых важных государственных структур страны. Breguet не прогадала со своим экспериментом, поставив новую веху в развитии своего стиля и технических составляющих своих часов.
С этого времени начинается отсчёт истории и оглушительный успех одной из самых известных моделей мира часовой индустрии – культовых часов Type XX от компании Breguet. Особый статус «пристал» к модели практически сразу: определяющими были и эпоха появления часов, и «выбивающийся» из традиционного брегетовского стиля дизайн, и техническое оформление часов.
Так, основой для Breguet Type XX 1954 года стал механизм Valjoux Caliber 22 с ручным заводом, колонным колесом, монометаллическим балансом на винтах, спиралью Бреге (одно из самых уникальных технических свершений компании) и, конечно, кроме высоких технических характеристик – высокий эстетический уровень исполнения.
Материалом для изготовления часов стала сталь. Размер корпуса хронографа 38х14 мм. Корпус обрамлял безель, размеченный от 1 до 12, вращающийся в обе стороны. На позиции «3 часа» располагался 30-минутный счётчик.
Часов было выпущено 2000 экземпляров. Французский ВМФ заказал версию с 15-минутным счётчиком, а CEV – 500 экземпляров с двумя счётчиками и 50 экземпляров с тремя счётчиками.
Как было решено французским правительством, хронограф Type XX, «отбывающий службу» во французской армии, каждый год проходил сервисный техосмотр. В результате чего на задней крышке ежегодно появлялись начальные буквы фразы Fin de Garantie, что в переводе с французского означало конец гарантии, а также дата следующего сервиса. Естественно, что спустя несколько лет «службы», задняя крышка хронографа покрывалась такими «говорящими» гравировками, и это только добавляло военному хронографу «потёртого» шарма. Выдающийся хронограф в тот период выдавался исключительно для армии – каждый хронограф предназначался определённому военному.
Может, именно поэтому многие военные после выхода с большим трудом расставались со своим «боевым товарищем», свидетелем многих происшествий их военных действий, со многими гравировками и, почему бы и нет, следами личного использования. Так, военные долгое время нехотя передавали свои часы новым рекрутам и т.д. Случаи, когда пилоту, уходящему на пенсию, дарили часы «за выдающиеся заслуги», были довольно редки. Именно это обстоятельство стало одним из определяющих в присвоении часам культового статуса, поскольку на часовом рынке 50-ых годов часы Breguet Type XX были большой редкостью, а, следовательно, крайне лакомым кусочком для коллекционеров со всего мира…
Часовщики Breguet и самолёты
Многие, изучая историю часовой компании Breguet, часто полагают, что в ХХ веке владельцы компании, а именно семья Бреге – утратила интерес к часопроизводству. Сторонники этого предположения считали, что блестящая эпоха инновации и шедевральных изобретений закончилась с руководством внука основателя компании Луи Бреге. Однако на деле у потомков легендарного часовщика не убавилось ни новаторского духа, ни склонности к лидерству. Как показала история, энтузиазм и трудолюбие молодого поколения Бреге просто проявились в других областях, в частности, в инженерии и авиастроении.
Одним из самых ярких новаторов ХХ века стал праправнук Авраама-Луи – Луи-Шарль Бреге. Его имя осталось в мировой истории, как имя одного из самых заметных и активных участников так называемой «эры пионеров» в авиационной промышленности. Авиация ворвалась в жизнь потомка одного из самых гениальных часовщиков не без помощи окружения его отца. Дело было в том, что отец Луи – Антуан Бреге, сыгравший важную роль во внедрении радио и электричества во Франции, был дружен с основоположником телефонии Александром Грэмом Бэллом. Общаясь с людьми передового мышления, отец Луи ничем им не уступал: Антуан основывает французское общество электриков, руководит научным журналом. Одним словом, пребывает на передовой технического прогресса своего времени.
Но не в пример отцу, сын Антуана – Луи Бреге выбирает не электричество, а небо (тут, к слову, следует отметить, что Луи впоследствии стал одним из отцов-основателей ВВС Франции и компании Air France). Успех к молодому инженеру приходит в 1907 году, когда Луи представляет сконструированный им же гироплан с гибкими крыльями.
Устройство молодого инженера стало первым в мире прототипом вертолёта: конструкция была первым пилотируемым аппаратом, способным взлетать вертикально. Спустя четыре года после успеха своего изобретения Луи основывает компанию по проектированию и изготовлению летательных аппаратов и самолётов – Societe des Ateliers d’Aviation Louis Breguet. Компания добивается значительных успехов в авиастроении: её разработки пользуются большим спросом у соответствующих организаций.
Во время Первой мировой войны разработанный компанией Луи знаменитый двухместный бомбардировщик-разведчик под названием Breguet XIV пребывал на вооружении Франции и, как отмечают некоторые исследователи, во многом определил победу Антанты. Алюминиевый биплан Breguet XIV был выпущен в количестве 7.800 экземпляров. Кроме прочего, эту модель самолёта пилотировал сам Антуан де Сент-Экзюпери во время перевозок почты на северное побережье Франции.
В 1922 году потомок часовщиков представляет новый биплан Breguet XIX или Br.19, побивший огромное количество рекордов по дальности полётов. Этот самолёт навсегда вошёл в историю авиации в 1930 году, совершив трансатлантический перелёт с востока на запад (по маршруту Париж-Нью-Йорк).
В этом же году, не дав публике опомниться от предыдущего творения, компания представляет новую модель транспортного самолёта, которая поражала своими размерами, – самолёт Breguet XX обладал размахом крыльев 25.54 метра и мог перевозить до 20 пассажиров: невероятный показатель того времени. Самолёт представлял собой четырёхмоторный биплан, и словно в олицетворение очередного технологического триумфа, он был назван библейским именем – Левиафан.
Тем не менее, несмотря на то, что самолёт был уникальным для своего времени устройством и новым техническим завоеванием, большим шагом вперёд, его силовая установка не отличалась большой надёжностью, что стало причиной того, что самолёт не вышел в серийное производство.
В этот период на рынке специализированных авиационных инструментов и хронографов одной из активных и лидирующих в техническом смысле часовых компаний была компания Societe d’Horlogerie Breguet. Такую репутацию компании обеспечила особая антиударная система часов – «парашют», которая была изобретена ещё самим Бреге в 1790 году. Без подобной защитной системы часы для пилотов были практически немыслимы. И вскоре часы с этой системой защиты «выходят» на более широкого потребителя. Так, первыми клиентами компании в 1918 году становится ВВС США.
Вскоре после этого компания Луи Бреге начинает использовать свои «фамильные» часы – модели авиационных часов Type XI и Type XII, которые встраивались в приборную доску в кабине самолёта – с функциональной точки зрения эти часы представляли собой хронограф с минутным счетчиком и тахиметрической шкалой.
Названия этих приборов соответствовали референциям «своих» аэропланов (начиная с маркировки «тип»), поскольку изначально хронографы считались частью самолёта. Так продолжалось практически до 1950 года: приборные часы Type XI и Type XII занимали место на кокпитах самолётов в 15 странах.
Однако время шло, и многие лётчики начинали «своевольничать», частенько прикрепляя часы с приборной доски себе к бедру или на колено (именно поэтому некоторые лётные крупные военные часы часто называют «наколенниками»).
Но творческие лётчики не ограничились и этим: часто механические «помощники» оставались на запястьях лётчиков и после приземления в повседневной жизни. Правда, мода на такое ношение держалась не очень долго, сменившись на стремительную экспансию наручных часов, которые таки «штурмовали» часовой рынок. В том числе стали очень популярными профессиональные авиационные часы…
Военное время – военные часы – военная романтика
Многие эксперты считают, что определение «культовые часы» появилось в первую очередь в связи с войнами ХХ века и «часами-участниками» военных действий. В связи с этим очень примечателен тот факт, что определение «культовые часы» чаще проявляется по отношению к военным часам. И вправду, если сегодня проследить соотношение классических часов и различных милитари-моделей, которые создавались для лётчиков, подводников, подрывников, спецназовцев и пр., то специализированных часов на удивление окажется намного больше. Кроме того, что таких часов производится больше, но и отношение к военным и специальным часам всегда и чуть ли не автоматически придают им особенный и даже коллекционный статус.
Ответ такого особого отношения к военной тематике в часопроизводстве можно разделить на три аспекта. Во-первых, одной из примечательных особенностей эпохи ХХ века, как уже было отмечено, были постоянные войны, и механические наручные часы именно в этот период достигают своей популярности. Пожалуй, это было вполне естественно, поскольку именно эти приборы обладали требуемыми качествами: необходимость, надёжность, функциональность. Благодаря этим качествам, механические часы ХХ века считались «специальными» приборами, необходимыми в различных тяжёлых и даже экстремальных ситуациях. И чем экстремальнее были условия, особенно это качалось служащих ВМФ или ВВС, тем более жёсткие условия предъявлялись к часам-претендентам на звание «официальный хронометр».
Вторая причина, вытекающая из первой, была следующей: оригинальные военные наручные часы в основном выпускались ограниченными изданиями, подписывались и пронумеровывались по числу личного состава отряда, в котором использовались часы. И даже после того, как такие лимитированные серии переиздавались «на гражданке», тем не менее ореол некоей эксклюзивности и особенности за ними оставался.
И третьей причиной, наиболее простой и весомой, по которой часы могли считаться уникальными и культовыми, – это романтика военной тематики. Согласитесь, что для большинства мужчин, одно даже упоминание о лётном хронографе «тех времён» создаёт невероятное ощущение причастности к чему-то великому и героическому.
Вышесказанное – вовсе не новость. И всё-таки не все исторические и военные модели часов подходят под все три фактора, и не все часы мы можем отнести к понятию «культовые часы»...
|