Каминные часы
Каминные часы – это роскошный предмет интерьера, стиль и отделка которого определяются местом размещения и архитектурно-пространственным окружением.
История их создания уходит своими корнями в далекий XVI век. Самые ранние экземпляры, дошедшие до нас, датируются 1549 г. (мастер X. Штайнмайселъ) и 1568 г. (мастер Каспар Бехаин). О мастерах, создавших первые каминные часы с прекрасно отделанными корпусами, украшенными резными и гравированными орнаментами, ничего не известно.
Оригинальностью оформления бросается в глаза работа Бехаина. Корпус часов выполнен из позолоченной бронзы и декорирован резными аллегорическими фигурками. Особенность модели заключается в наличии нескольких циферблатов: один из них показывает время, другой - движение звездного круга зодиака, а третий – по всей видимости, особый гороскоп с разного рода предсказаниями. Обладателем этих роскошных часов мог быть только очень состоятельный человек, понимающий толк в ювелирном искусстве и астрологии. Наличие гороскопа в измерителях времени того времени – большая редкость. Судя по всему, часы были созданы по заказу человека, увлекавшегося астрологией и оккультными науками. В то время это были самые просвещенные люди, чаще всего коронованные особы. Не исключено, что старинные каминные часы украшали покои какого-нибудь короля.
Каминные часы. Мастер X. Штайнмайселъ. Прага. 1549 г.
|
Каминные часы. Мастер К. Бехаин. 1568 г.
|
В XVI веке основными заказчиками каминных часов были короли и вельможи. Более широкое распространение они получили в конце XVII начале XVIII вв. Тогда камин считался одним из самых важных декоративных элементов интерьера дворцов городской знати. Мраморные порталы, увенчанные сверху затейливо украшенной каминной полкой, занимали центральное место в оформлении французских домов. При Короле-Солнце Людовике XIV были введены даже специальные правила оформления каминной полки. Так, на ней появились драгоценные декоративные элементы: канделябры со свечами, фарфоровые статуэтки, узорчатые шкатулки и часы.
Французский монарх всячески способствовал развитию часового искусства: часовщики двора считались привилегированной кастой, работающей под патронажем самого короля. Кроме часовых мастеров ко двору приглашались бронзовщики и каменщики, которые из золоченой бронзы и мрамора изготавливали роскошные каминные часы. Лучшие мастера продолжали служить при Людовике XVI, который пригласил также ювелиров, литейщиков, чеканщиков, позолотчиков, гравировщиков, скульпторов, краснодеревщиков, художников по эмали и др. Бронзовщики и литейщики воплощали в бронзе самые невероятные фантазии скульпторов, чеканщики придавали готовой отливке завершенность, позолотчики покрывали изделия тонким слоем благородного металла, а гравировщики специальными резцами-штихелями украшали поверхность металла различными орнаментами.
Каминные часы в замке-дворце Херренкимзее
Бронзовые скульптуры, как правило, выполнялись в технике литья с восковой модели. Затем готовое изделие покрывалось позолотой: на раннем этапе использовалось ртутное (огневое) золочение, с 40-х годов XIX столетия широко применялся гальванический метод нанесения позолоты. Соблюдая художественные правила светотени, мастера-позолотчики получали корпуса с матовым приглушенным блеском. Французские мастера славились живописностью золочений и патинирований (создание эффекта темных, оливковых бронз путем нанесения окислов на отливку), детальностью прочеканок и филигранностью отливок.
XVIII век, фактически, стал «золотым веком» в истории французского часового дела. Знаменитые мастера создавали настоящие шедевры искусства, в которых использовались золоченые бронзовые фигурные композиции и элементы из олова и латуни, серебра и черепашьего панциря. Тогда каминные часы не несли строго функциональной нагрузки и рассматривались как часть декоративно-прикладного искусства. Небольшие круглые коробки механизма устанавливались в объемные, художественно выполненные корпуса, украшенные скульптурными композициями. В качестве декоративных элементов использовались фигурки амуров, сатиров и купидонов. Фигурная пластика каминных часов воспроизводила библейские сюжеты, сцены из античной мифологии и др.
Каминные часы "Кавалер на коне"
|
Каминные часы
|
В английских каминных часах основной упор делался на демонстрацию функциональных возможностей механизма. Корпуса часов в основном выполнялись из дерева, в качестве отделки использовалась бронза.
Английские каминные часы отличались от французских не только строгой архитектурой, но и методом нанесения часового деления. Характерной особенностью французских часов был особый метод выделения цифр на циферблате. Для того чтобы более четко подчеркнуть пластину с делениями, каждый индекс помещался в отдельный металлический или фарфоровый диск, после чего покрывался черной эмалью (в более позднее время стали использовать голубую эмаль).
Форма каминных часов и их отделка зависели от смены эпох и стилей в истории искусства. Таким образом, в разные времена измерители времени выполнялись в различных стилях - барокко, рококо, «aux sauvages» (часы, украшенные фигурами негров, индейцев и т. д.), ампир. В зависимости от господствующего стиля, поверхность корпусов украшалась тем или иным орнаментом.
Каминные часы Ампир 1810 г.
|
Каминные часы 1800 г.
|
Французские каминные часы первой половины XVIII века выполнялись в стиле барокко, для которого характерны роскошь и изобилие декоративных элементов. Как правило, часы изготавливались из тех же материалов, что и сами камины (в основном мрамор и бронза).
Во второй половине XVIII века в моду вошли часы-ротатор, имевшие подвижные кольцевидные циферблаты и одну неподвижную часовую стрелку (часто выполнялась в виде стрелы Амура или змеиной головы с высунутым языком). Тогда в изготовлении каминных часов в основном использовались белый мрамор и золоченая бронза.
Авторство работ в те времена определялось по подписи: на эмалевый циферблат наносился автограф механика-часовщика и бронзовщика. С XIX века на циферблате ставили только имя часовщика или часового производителя, а клеймо бронзолитейной фирмы помещали на обратной стороне корпуса.
В XIX веке производство каминных часов достигло своего апогея: новые достижения в области инженерии и бронзолитейного дела способствовали развитию часовой промышленности.
Каминные часы с фигурами на мраморном постаменте. Франция первая половина XIX века
Постепенно в моду вошли интерьерные принадлежности (мебель, люстры, канделябры, часы), выполненные в торжественном и строгом стиле ампир, для которого характерны детали античного декора и героические аллегории времен Римской империи. Появились часы с комбинированными корпусами – золоченая и патинированная бронза стала использоваться в сочетании с красным мрамором, яшмой и др. Появились новые модели часов в корпусах, украшенных масштабными скульптурными композициями. В качестве декоративных элементов использовались фигурки, воспроизводящие библейские сюжеты, сцены из античной мифологии и др.
Каминные часы
В 30-х годах XIX столетия на смену сложным и вычурным ампирным формам пришли часы-скелетоны, демонстрирующие мастерство и изобретательность часовых мастеров. В середине XIX века вычурное декоративное искусство уступило место новым стилевым решениям. В декоративно-прикладном искусстве начался период эклектики: в одной корпусной форме использовались элементы прежних стилей – барокко, рококо, ампир и др. Для декорирования корпуса стали использоваться фарфоровые и стеклянные вставки, сочетание которых порой выглядело далеко не художественно. В 70-х годах в моду вошли каминные часы из черного мрамора (иногда деревянные модели также лакировали «под черный мрамор»). А в конце XIX века модными становятся часы-ротонда и часы-порталы (особенно с древнегреческими мотивами).
В Англии в это время были в моде деревянные каминные часы с умеренно украшенными корпусами, выполненными из дуба и красного дерева. Декоративные элементы часто изготавливались с окаймлением из самшита. Практика расположения рядом с каминными часами парных орнаментов привела к созданию гарнитур «де шемине» - каминный набор, состоящий из часов, подсвечников и ваз, выполненных в одном стилистическом решении.
В конце XIX – начале ХХ вв. форма и содержание каминных часов уравновесились: большое внимание стало уделяться не только оформлению часов, но и качеству механизма.
Каминные часы
|
Каминные часы
|
Именно к этому времени относится появление самой совершенной коллекции каминных часов Cartier Mystery Clock. Первая модель была создана в сотрудничестве Луи-Франсуа Картье и Мориса Куэ. Вместе они реализовали волшебную идею Mystery Clock, базирующуюся на волшебстве оптической иллюзии. Изюминкой «мистических» часов стала «воздушность» механизма: оптический эффект создает иллюзию «парения» циферблата в воздухе.
За несколько лет французский часовой дом выпустил около 30 моделей каминных часов, отличающихся от традиционных аналогов либо стилем (неоклассика, восточный, ар-деко), либо архитектурным строением (экран, одноосные, портик).
Купить каминные часы Mystery Clock могли только самые богатые мира сего: махараджа Патиалы сэр Бхупиндра Сингх, американский банкир и филантроп Джоа Пьерпонт Морган-младший и король Англии Георг V.
Каминные часы Large Portique Mystery Clock 1923 г.
|
Каминные часы Chimera Mystery Clock 1926 г.
|
В 1925 году французский журнал «La Gazette du Bon Ton» назвал совершенное творение Cartier «чудом часового искусства».
В XIX –ХХ вв. каминные часы пользовались большой популярностью не только во Франции и Англии, но и во многих других странах, в том числе и в России (первые каминные часы появились в России в XVII-XVIII веках, в период царствования Петра I).
Особую ценность представляют работы Карла Фаберже. Одним из самых оригинальных творений придворного ювелира считаются часы, созданные к празднованию серебряной свадьбы императора Александра III и Марии Федоровны. Подарок заказали 32 члена царской семьи, о чем свидетельствует памятная гравировка на обратной стороне корпуса.
Яйцо «Петушок». 1900 г. Поющие часы с выскакивающим заводным петушком. Фирма К. Фаберже.
Метровые каминные часы из серебра и оникса установлены на каменный постамент. В декорировании корпуса использовались драгоценные камни, серебряные фигуры амуров, двуглавый орел и символ дома Романовых – грифон.
На протяжении нескольких лет императорские часы хранились в Аничковом дворце. Отделка часов идеально гармонировала с колористикой помещения и декором камина.
Впервые часы каминные были выставлены на обозрение во дворце барона фон Дервиза в Петербурге в 1902 году. После Октябрьской революции они попали за границу, в настоящее время находятся в частной коллекции неизвестного иностранного владельца.
***
В середине XX века каминные часы утратили прежние лидерские позиции: отчасти это было обусловлено мировыми войнами и последовавшими за ними историческими катаклизмами. Мода XXI столетия постепенно вернула в дома каминные гарнитуры, правда современные аналоги не производятся по старинным технологиям. Чаще всего применяется технология литья из камня: измельченная мраморная крошка и связующий состав заливаются в готовую форму, застывают, после чего готовая отливка подвергается специальной термической обработке. Камнелитые изделия отличаются прочностью, износоустойчивостью, химической стойкостью, термостойкостью и огнеупорностью. По эксплуатационным показателям с ними могут соперничать разве что бронзовые изделия. Деревянные, гипсовые и керамические корпуса значительно уступают по своим качественным характеристикам камнелитым. Благодаря специальной технике окрашивания, поверхность камнелитых изделий имитирует бронзу. Часто используется также техника золочения. Применение технологии литья из камня позволило снизить цену каминных часов в 5-6 раз.
Каминные часы «Петербург»
В современных аналогах, кроме мраморной крошки, используется также искусственное дерево (нередко используется сочетание камнелитых скульптур, окрашенных под мореное дерево, с деревянными корпусами).
В производстве современных каминных часов широкое применение нашла техника витража. Витраж составляется по классической венецианской технологии из крашенного в массе стекла и металла. Идея использовать в оформлении часового корпуса мозаику из цветного витражного стекла дает возможность привнести в домашнюю обстановку частичку старинного архитектурного декора.
Коллекционная ценность каминных часов
Сегодня, как и прежде, каминные часы являются важным элементом в оформлении интерьера. Они передают частичку старины, которой большинству не хватает в мире высоких технологий. Особо эффектно старинные каминные часы смотрятся в стилях кантри и ретро.
Современные производители интерьерных часов нередко обращаются к старинным образцам. В их коллекциях можно найти совершенно невероятные экземпляры, повторяющие по форме и отделке часы, представленные в Лувре, замках Луары, Версале, венецианских палаццо и др. В изготовлении последних, как правило, используются те же материалы, что и в антикварных моделях. Такие варианты стоят приличных денег. Но купить каминные часы можно и за меньшую сумму: в производстве менее дорогих экземпляров используются каменная крошка и искусственное дерево, которые благодаря новым технологиям обработки визуально не отличаются от традиционных материалов. Нередко в комплекте с каминными часами выпускаются подсвечники и вазы, выполненные в том же стилистическом решении. Такой ансамбль придаст любому интерьеру роскошный вид и напомнит о временах, давно ушедших в историю.
Каминные часы "Музыкант" с парными канделябрами
С точки зрения коллекционирования современные аналоги не представляют никакой ценности. Коллекционными считаются антикварные каминные часы, создание которых датируется XVIII, XIX и началом XX вв. Сегодня их можно увидеть только в музеях, антикварных магазинах и личных коллекциях. Коллекционные каминные часы - забытые и вышедшие из частого употребления предметы декоративно-прикладного искусства. Сегодня эти раритетные шедевры часового искусства пользуются большой популярностью на международных аукционах и выставках. Особую заинтересованность в продаже каминных часов проявляют аукционные дома Sotheby's и Christie's.
SinCera
|