Одной из основных проблем при создании любых наручных часов является обеспечение стабильной подачи энергии в процессе раскрутки ходовой пружины. Только что заведенная пружина выдает высокую мощность, а значит на передаточный механизм поступает изрядный крутящий момент. В результате на регулирующий орган, известный как баланс, посылаются интенсивные и четкие импульсы энергии.
Проблема стабильности энергии особенно остро стоит в часах с большим запасом хода. В них разница в производимой пружинами мощности между первыми и последними днями завода может быть огромной. При уменьшении мощности энергетические импульсы, поступающие в баланс, становятся все слабее. Из-за этого может сократиться угол подъема балансового колеса. Полный путь между двумя мертвыми точками полуколебаний называется амплитудой. Уменьшение амплитуды означает, что из-за недостатка энергии баланс недостаточно сильно отклоняется. А это выливается в неточность отсчета времени, поэтому все преимущества большого запаса хода полностью обесцениваются.
К счастью, в A.Lange & Sohne поддерживать стабильность энергии от завода до завода умеют: уменьшению амплитуды препятствует так называемая фузея с цепным приводом. Считается, что этот механизм, использующий принцип рычага, еще несколько веков назад изобрел Леонардо Да Винчи. Фузея состоит из конуса, соосного с центральным колесом и цепочки, которая одним концом наматывается на конус, а другим цепляется за заводной барабан. В отсутствие фузеи при истощении запаса энергии в пружине передаточный механизм получает меньший момент, что приводит к сокращению мощности, поступающей к ходовому колесу. В итоге оно шлет все более слабые импульсы колесу баланса, а их ослабление уменьшает угол подъема баланса, т.е. амплитуду.
При использовании фузеи напряжение в пружине, уменьшающееся по мере раскрутки барабана, компенсируется возрастающим воздействием, которое оказывает цепочка на конус. Последний, в свою очередь, сообщает больший момент передаточному механизму, что помогает поддерживать на постоянном уровне интенсивность импульсов, поступающих к ходовому колесу. А колесо, соответственно, не дает балансу терять амплитуду.
Решая одну проблему, фузея создает другую, ведь для всей этой конструкции нужно место. В часы, где уже три четверти объема занято двумя барабанами нестандартных размеров, фузея просто не войдет. Поэтому создателям модели Lange 31 не оставалось ничего другого, как использовать так называемый ремонтуар - специальное устройство постоянной силы. Ремонтуар оказывает то же воздействие на спусковое колесо и баланс, что и фузея, т.е. поддерживает четкость и интенсивность импульсов, даже когда напряжение в пружине ослабевает.
Но в отличие от фузеи ремонтуар вклинивается в колесную систему непосредственно перед спуском. Забирая энергию от передаточного механизма, ремонтуар использует ее для работы своего собственного регулятора, который, в свою очередь, стабильно снабжает энергией ходовое колесо и баланс. Регулятор в наручных часах реализован с помощью одной пружины (а в крупных часах - это система гирек и блоков).
Чтобы обеспечить высокую стабильность хода на протяжении всего 31 дня, A.Lange & Sohne прибегла к ремонтуару, став таким образом, третьей фирмой после мануфактур Франсуа-Поль Журна и Жерома де Витта, использовавших это сложное устройство в своих часах. Однако у Журна и де Витта ремонтуар приводил в движение каретку турбийона, а у A.Lange & Sohne он стоит на обычных часах и просто способствует высокой точности при гигантском запасе хода. То есть A.Lange & Sohne первой нашла этому устройству по-настоящему функциональное применение в часах.
В часах Lange 31 преднатяженная пружина ремонтуара надета на ось четвертого колеса. Его также называют секундным, так как на эту же ось насажена секундная стрелка. Каждые десять секунд пружина заводится на 60 градусов. Благодаря балансу четвертое колесо вращается равномерно, а значит пружина ремонтуара взводится через регулярные интервалы. Сам ремонтуар состоит из кулачка в форме равностороннего треугольника с выпуклыми сторонами, который тоже насажен на ось секундного колеса. Каждые десять секунд кулачок подталкивает свободно качающуюся вилку. Вилка несет на себе две палеты, зацепляющиеся за спусковое колесо ремонтуара с одним зубцом. Это колесо через систему шестеренок сообщается с двойным заводным барабаном и, совершив оборот на 180 градусов и зацепившись зубцом за палету вилки, приостанавливает его вращение. При этом во время поворота колеса энергия заводного барабана высвобождается и за доли секунды снова заводит пружину ремонтуара, которая в течение последующих десяти секунд отдает свой завод секундному колесу. |