Калибр 360 - принадлежит традиции. Эта модель - пример того, что в часовом деле еще не кончилась эра старомодных часовых механизмов с их колесиками, трибами и ручным заводом. Здесь еще ждут новые открытия!
Калибр 360, выпущенный фирмой TAG Heuer, заставил многих взглянуть на хронографы иначе. Сколько людей после его появления изменили свое представление о часах с маркой TAG Heuer! Калибр 360 обладает удивительным свойством - он способен отсчитывать время с точностью до одной сотой секунды. На сегодняшний день - это самый быстрый наручный хронограф в мире. Достижение само по себе достойное, но, как это бывает со многими достижениями в часовой промышленности, в основе его - тяжкий труд, продуманность мельчайших деталей - ведь для этого надо решить сотни проблем.
"К любому проекту мы пытаемся подойти непредвзято. Обычно это означает, что мы начинаем сомневаться даже в очевидном - а вдруг найдутся новые решения, как бы маловероятно это ни было? В проекте 360 изначально было решено построить калибр таким образом, чтобы все функции работали от одного механизма, хотя инженеры были уверены, что так все равно не получится. Стоял вопрос: как сделать, чтобы отсчет сотых долей секунды обеспечивался обычным механизмом, позволяющим измерять десятые доли секунды," - рассказывает директор по разработке продукции TAG Heuer Стефан Линдер.
Изучая наследие:
История калибра 360 берет свое начало с 12 апреля 1882 г., когда господин Хойер получил сертификат на патент, описывающий однокнопочные часы с секундомером, который отсчитывает сотые доли секунды. Патент был погребен в архивах компании, и, судя по всему, часы так и не были запущены в производство.
Чертежи позволяют отследить два любопытных решения: баланс, судя по всему, должен был работать с регулярной скоростью 18000 полуколебаний в час (типичная скорость для карманных часов того времени) или близкой к тому. Это явственно видно по чертежам: мост балансира, как и занимаемое им пространство, достаточно велик, а значит конструктор не предполагал оснащать часы высокочастотным балансом, который занимал бы гораздо меньше места. Секция хронографа управляется колонным колесом и предусматривает только одну стрелку. Запатентованный прибор показывал часы и минуты, имел малый циферблат для текущих секунд в положении «6 часов», а показания единственной стрелки хронографа считывались по шкале, расположенной у внешнего края циферблата.
Увы, колесо баланса и важнейшие части передаточного механизма детально в патенте не представлены, показаны лишь два загадочных колеса, начерченные как круги, в секции хронографа. Томас Хулон, менеджер по работе с экспериментальными моделями, сообщает, что те два непонятных кружка на чертеже обозначали преобразователь частоты, который и должен был обеспечивать стрелке хронографа скорость, необходимую для замера сотых долей секунды.
"Та часть так и не появилась на свет, - говорит Хулон. - Может быть, из-за того, что преобразователь забирал слишком много энергии - это было просто-напросто непрактично".
Решение загадки:
Конечно, к услугам инженеров TAG Heuer было много информации, касающейся механических наручных часов с высокой частотой колебаний, созданных в конце 60-х и в 70-х годах: то была эпоха, когда шла борьба за точность между обычными и кварцевыми часами. Но TAG Heuer искал способ добиться частоты 360 000 пк/ч - именно такая скорость необходима для измерения сотых долей секунды - а в наручных часах подобная скорость никогда не применялась. Стефан Линдер рассказывает:
"Мы сломали себе головы, думая, как решить эту задачу. Сколько мы ни перебирали вариантов, видели только новые и новые сложности - с запасом хода, с колесной системой. В конце концов, вся проектная группа согласилась с тем, что механизм надо делать двухчастным: одна часть - обычный хронографный механизм, а вторая часть - механизм, обеспечивающий отсчет с точностью до сотой секунды. Первая часть механизма должна работать с обычной скоростью, вторая - со скоростью, на порядок ее превышающей. Это было ключевым решением, которое и легло в основу часов. Суть проблемы заключалась только в том, как превратить две самостоятельные части в единое целое?"
Подспорьем при разработке новой концепции стал механизм карманных часов «Микрограф». Но нельзя просто взять большой механизм, уменьшить его в размерах и надеяться, что он будет работать так же, как и в исходном масштабе, - встает вопрос о физических параметрах материалов, трении и самой возможности изготовления деталей соответствующих размеров.
Разделив задачу на две части, специалисты TAG Heuer четко осознали две вещи: с основным хронографным механизмом все понятно, осталось только разобраться с высокоскоростным модулем и энергией, которая для него нужна. Это был камень преткновения для всех, кто экспериментировал с этим раньше. Таким образом, на повестке дня стояло два вопроса: обеспечить скорость и необходимый для нее запас мощности.
Два барабана с одним заводом:
"Максимальное количество оборотов в минуту у двигателя вашего автомобиля около 6500. А теперь представьте, что его обороты выросли до 65 000 в минуту... - рассказывает Стефан Линдер. - Наши часы - настоящая революция. Все говорили мне, что создать механизм со столь высокоскоростным балансом невозможно. Такой скорости не выдержат ни само колесо баланса, ни рубин, ни спираль, ни колесная передача... Тогда-то мне и пришла идея создать двойной механизм. Знаете, в легкой атлетике есть спринтеры, а есть и стайеры. Таков и наш калибр. Одна его часть - это стайер, а другая - мощный мускулистый сверхскоростной спринтер".
Инженеры сели за разработку системы завода, которая должна была заводить оба пружинных барабана - как это принято у других энергоемких часов, например с большим боем, где одна пружина предназначена для сигнального устройства, а вторая - для самих часов. Подобное решение помогает избежать провалов в подаче энергии к базовому часовому механизму, когда включается бой (или в нашем случае калибра 360 - хронограф, отмеряющий сотые доли секунды).
В часах с одним барабаном при каждом включении высокоскоростного хронографа происходил бы сбой в подаче энергии: понятно, что это не то что надо. Вся сложность заключалась в том, как выстроить архитектуру для двух разных механизмов, которые при этом были бы единым устройством? Решение принесло TAG Heuer несколько новых патентов.
Идеи для баланса:
В реализации высокоскоростного счетчика во многом помогло простое уменьшение размеров. Колесо баланса в калибре 360 имеет 5,8 мм в диаметре - это на 25% меньше, чем в обычных механизмах. Амплитуда колебаний равна 120 градусам, что тоже на 40% меньше стандартной. Все это было нужно, чтобы повысить скорость... Теоретически очевидно: на колебание с большей амплитудой уходит больше времени, чем на колебание
с маленькой амплитудой.
Как известно, баланс еще на стадии разработки можно очень точно рассчитать, чтобы он подходил именно к данному механизму и его функциям. Но со спиралью даже в обычных часах определиться нелегко. И даже когда вы решили, сколько именно витков будет у спирали и из многих возможных выбрали единственный параметр CGS, каждую спираль еще нужно точно подбирать под конкретный баланс. Можно представить, сколько времени заняли поиски нужной спирали для калибра 360: ведь это было плавание вслепую, тут инженеры TAG Heuer были первопроходцами. В конце концов, они остановились на спиральке, у которой 6,3 витка, что почти вдвое меньше, чем у обычной.
Возникновение проблем:
Разработчики были почти у цели, но еще оставались проблемы. Нельзя забывать: чем выше частота колебаний, тем больше напряжение ходовой пружины и сила, передаваемая к колесам хронографа. Кроме того, анкер и баланс в сочетании с тугой и короткой спиралью столь малы в соотношении с этими силами, что возникал вопрос: будет ли механизм хронографа начинать ход точно в нужный момент? Проще говоря, огромная энергетическая нагрузка может при включении хронографа слегка «запереть» анкер высокочастотного спуска. В конце концов, решили сделать механизм, который давал бы анкеру небольшой «тычок» при запуске, и это отлично решило задачу.
Была еще проблема со смазкой: при таких скоростях вращения обычное машинное масло брызгами разлетелось бы во все стороны; есть еще так называемые сухие смазки - но их тяжело наносить, и они удорожают обслуживание. Так что выбор остановили на классической часовой смазке - она остается на месте и ее легко наносить при профилактике. Все эти решения на первый взгляд кажутся простыми, но за простыми решениями очень часто скрывается серьезный и комплексный анализ.
Были некоторые опасения насчет износа деталей хронографной секции и запаса хода при таких высоких скоростях. Заметим: многие изготовители избегают даже скорости в 36 000 пк/ч, считая, что при длительной эксплуатации она непрактична, что уж говорить о 360 000 пк/ч - частоте, на которой работает калибр 360. Но в конце концов победил здравый смысл: сотрудники TAG Heuer задались вопросом, сколько времени за день будет работать хронограф? Не часами же? Ведь такая функция нужна только для замера очень коротких событий.
В итоге даже если стрелку хронографа запускать каждый день на 2 часа, то нести часы TAG Heuer на профилактику нужно будет только через несколько лет.
Контроль качества:
Дело в том, что обычные контрольные приборы не в состоянии отследить работу механизма со столь высокой частотой колебаний. Поэтому фирма TAG Heuer разработала специальный прибор для проверки хода и особое программное обеспечение к нему. На этом приборе и испытывается каждый механизм, изготовленный часовщиками TAG Heuer.
В сердце испытательного прибора небольшой лазер, луч которого может точно отследить, как стрелка в течение секунды делает круг по циферблату, отсчитывая, соответственно, сотую долю секунды за один шаг. |