Многие детали серьезно влияют на то, как воспринимаются часы. И эти детали могут показаться совсем незначительными, мелкими, недостойными упоминания. Казалось бы, зачем говорить о вещах, которых даже не видно? Однако нет: в мастерских Greubel Forsey внутренние поверхности проточек в платине и мостах обрабатывают «жемчужной» фактурной шлифовкой, хотя очень часто эти поверхности в полностью собранном механизме оказываются скрытыми под другими деталями.
Композиция всех деталей - это стиль окончательной обработки механизма. Стиль даже в таком деле, как окончательная обработка деталей часового механизма, - далеко не столь тривиальный вопрос, как можно себе представить. За несколько веков механического искусства измерения времени часовщиками было выработано несколько классических стилей - швейцарский, английский, стиль «китайских» часов, стиль Бреге и т.д. Наиболее простой способ не изобретать велосипед в деле окончательной обработки деталей часового механизма - это воспользоваться одним из классических стилей. Хороший результат гарантирован. Разумеется, при соблюдении правил игры. Совсем другое дело - найти свой собственный стиль. Это мало кому удается, потому что на это мало кто отваживается пойти. Greubel Forsey удалось. В этом есть некая загадочность, которой Greubel Forsey, по всей видимости, сознательно окружают свою марку: то, что выглядит, как машинное, часто сделано вручную; то, что выглядит, как ручное, вполне может оказаться машинным.
Заготовки деталей, конечно, вырезаются с использованием станков с компьютерным управлением. Хотя станки с ЧПУ в настоящее время обеспечивают наилучшее возможное качество обработки металла, но всякое случается - фрезы стачиваются, притупляются, станок и обрабатываемые на нем детали могут неравномерно нагреваться и охлаждаться. Возникают заусенцы, на поверхностях, которые должны быть плоскими, остаются ступеньки после последовательных проходов фрезы. «Вертикальная» точность работы типичного современного высококлассного станка с ЧПУ составляет примерно два микрона, поэтому двухмикронные ступеньки - скорее не редкость, но правило. Короче, множество маленьких, но неприятных проблем, для преодоления которых требуются большие усилия.
Один из методов устранения таких мелких неприятностей в Greubel Forsey состоит в использовании стандартно применяемой при окончательной обработке деталей технологии пескоструйной обработки в качестве технологической, промежуточной. При помощи пескоструйки с полученных после ЧПУ заготовок удаляют следы фрез и заодно проверяют на наличие ступенек и других проблемных зон. Они на однородном матовом фоне становятся легко заметными. «Ступенчатые» детали отбраковывают, а хорошие направляют на окончательную обработку.
Удивительно, но «пескоструйный» вид плоским поверхностям платины и мостов придает специальный способ обработки, ничего общего с пескоструйкой не имеющий. «Морозная» фактурная шлифовка (Frosted finish) наносится вручную при помощи вращающейся проволочной насадки - так в металлообработке обычно удаляют ржавчину или ненужную краску. При ручной обработке мастер может тонко почувствовать необходимость где-то прижать, а где-то ослабить контакт со шлифовальной насадкой - только так получается нужная однородность зернения.
Еще один обязательно ручной вид окончательной обработки деталей часов Greubel Forsey - тонкая продольная шлифовка торцов платины и мостов. Слово «ручной» в данном случае означает именно ручную шлифовку деревянным надфилем с наклеенной шлифовальной бумагой. По мнению отцов-основателей, обычно используемая для этой цели бормашина не дает идеально параллельных штрихов, так как появляется заметная волнообразная фактура. И только ручная шлифовка придает детали вид идеально шлифованной, как будто на станке.
Платина и мосты часовых механизмов Greubel Forsey изготавливаются из нейзильбера - это дань швейцарской традиции производства высококлассных механизмов. Когда они желтые - они позолочены, когда стальные - покрыты палладием, когда черные - никелированы с последующим чернением, в некоторых случаях нейзильбер оставлен без покрытия.
Таблички с гравированными надписями, будь то просто информация (название фирмы, номер часов в серии, или «послания отцов-изобретателей) - главная дизайнерская находка Greubel Forsey - выполнены в золоте.
|