Сказки обычно заканчиваются счастливой свадьбой, но сказочная история Van Cleef & Arpels началась с того, чем обычно заканчиваются сказки. В 1896 г. дочь парижского торговца драгоценными камнями Эстель Арпельс и сын амстердамского бриллиантового негоцианта Альфред ван Клиф сочетались благословенным браком. Неизбежно было возникновение семейного бизнеса, и через 10 лет семейство открыло ювелирный магазин в центре Парижа на Вандомской площади, 22. Арпельсы собирали уникальные камни по всему миру: самые чистые, самые редкие, самые красивые, чтобы затем превратить их в произведения ювелирного искусства. Работая исключительно с материалами самого высокого качества, Van Cleef & Arpels быстро заработали авторитет пионера в области тонкой обработки драгоценных камней и приобрели безукоризненную репутацию по всей Франции.
Сначала делом руководили Альфред и брат его супруги Шарль, но вскоре к ним присоединились эксперты по драгоценным камням Жюльен и Луи Арпельсы. Их участие предопределило успех семейного предприятия. С приходом Шарля в 1906 году была зарегистрирована торговая марка Van Cleef & Arpels. В компании все были при деле: Эстель вела бухгалтерию, Альфред и Шарль отвечали за коммерцию, а остальные члены семьи – за безупречное качество.
На Международной выставке декоративных искусств 1925 года марка удостоилась Гран-при (брошь Deux Roses - «Две Розы» - в виде двух цветков, один из которых выполнен из рубиновых капель с желтым бриллиантом по центру, а второй - из множества бриллиантов); в 1931 году был получен Гран-при Колониальной выставки в Париже, а в 1931 году Van Cleef & Arpels получил специальный приз «вне конкурса» на Всемирной выставке в Нью-Йорке... Эксклюзивность и классическая красота ювелирных украшений Van Cleef & Arpels, поддержанные деловой наблюдательностью потомственных торговцев, обеспечили Дому быстрый успех. К 1935 году часы компании были представлены на всех фешенебельных курортах Лазурного берега – от Динара до Монте-Карло, с большой выгодой потакая великосветской моде на морские каникулы.
Но одного драгоценного камня недостаточно для достижения успеха. Даже карбункулы исключительной чистоты нуждаются в дальнейшей обработке. Речь не только об огранке, но и о дизайнерских решениях, по которым, собственно, и составляется общее впечатление о компании-изготовителе. В 1926 году пост арт-директора Дома заняла дочь Эстель и Альфреда Рене - Пьюсан. Это назначение сыграло важную роль в дальнейшем становлении бренда и утверждении его фирменного стиля. В результате сотрудничества Рене с дизайнером Сим Лаказом появились удивительные творения, простые по замыслу и крайне сложные в осуществлении.
А в 1930 году Шарль Арпельс подглядел за светской львицей-миллионершей Флоренс Джей Гульд, которая на балу прятала помаду в оловянную коробку. Так он изобрел минодьер – драгоценный футляр для хранения косметики. Эта вещица стала одним из самых удачных изобретений Дома и незаменимым атрибутом вечерних женских нарядов. Van Cleef & Arpels развивали собственный стиль, не подчиняясь веяниям моды, двигаясь в выбранном направлении уверенно, словно мощный ледокол сквозь вечные льды.
В 30-50-е гг., когда Дом возглавило второе поколение семьи Клод и Жак, а часть мастерских переехала в Америку (первый бутик в Нью-Йорке был открыт в 1939 г. Пьером Арпельсом, сейчас он находится на Пятой Авеню, в доме 744). Об остром глазе Жака Арпельса стали ходить легенды, после того как на аукционе Christie`s он отменил продажу Deepende - бриллианта весом в 104 карата цвета желтых нарциссов. Несмотря на то, что камень был натуральным, над его уникальной колористикой кто-то искусно поработал. Жак, в отличие от других специалистов, заметил это и, разрушив иллюзии потенциальных покупателей, заставил говорить о себе весь ювелирный бомонд. «Камни не держат секретов от тех, кто их беззаветно любит, - говорил он, - нужно обладать достаточной мудростью, чтобы понимать, что подлинность и красота неотделимы друг от друга».
На свет появилось ноу-хау Дома – «Mystery Setting», или «невидимая оправа», запатентованная в 1933 г. Благодаря ей ювелирам удалось достичь эффекта непрерывности драгоценного полотна, что особенно ярко видно в украшениях, изображающих цветы или ткани.
Так, Van Cleef & Arpels создали мерцающие золотые кружева и вышивки, кисти и шнуры, ленты и банты, покрытые рубинами и бриллиантами. В 30-е г. была изобретена концепция Passe-Partout: золотая цепочка с украшенной драгоценными камнями брошью-цветком, которую можно носить как колье, браслет, брошь или пояс. Чуть позже на свет появился еще один трансформер - колье «Zip», или «Молния». Его изготовили по заказу Уолис Симпсон, будущей герцогини Виндзорской. В 1936 г., благодаря все той же герцогине Виндзорской, появилось еще одно украшение, вошедшее в историю, - женские часы Cadenas. Ювелиры придумали браслет со скрытым циферблатом часов, видным только его хозяйке. Изобретенные часы Van Cleef & Arpels позволяли сохранить репутацию женщины, так как в 20-30-е гг. появление в свете в наручных часах считалось признаком дурного тона. Эти часы навсегда вошли в мировую историю, благодаря... предрассудку того времени.
Самый младший из второй генерации Арпельсов - Пьер стал полноправным членом трудового коллектива в 1944 году, и его приход совпал с поворотным моментом в истории Дома, дела которого в годы войны шли, как можно легко догадаться, не самым лучшим образом. Зато в Америке, далекой от европейских полей сражений, спрос на роскошь не только не падал, но постоянно рос. К офису в Нью-Йорке добавилось представительство в Палм Бич, через которые Van Cleef & Arpels в последующие десятилетия успешно «колонизировали» страны Нового Света.
Свой фамильный статус Van Cleef & Arpels утратила в 1999 году, когда последний из «ювелирной» династии - Жак Арпельс - продал компанию Группе Richemont. Вскоре Жак Арпельс скончался - с его уходом закончилась романтическая эпоха ван Клифов и Арпельсов, которая с годами будет все больше напоминать красивую сказку о Любви, Надежде и Вере в собственные силы..." |