В 20-х годах ХIХ века ювелиры стали играть значимую роль в сфере часового искусства. Во-первых потому, что мужчины начинают воспринимать этот утилитарный аксессуар в том числе и как украшение. Во-вторых, реабилитацию получают женские часы, ведь ранее иметь их для дам считалось неприличным.
До сих пор многие производители наручных часов стремятся удивить искушенную публику не только сложными механизмами, но и необычным внешним видом. Особенно этот подход актуален для ювелирного дома Van Cleef & Arpels, который изначально специализировался исключительно на производстве ювелирных изделий.
Чтобы превратить часы в украшение, мастера дома Van Cleef & Arpels используют для изготовления корпусов драгоценные металлы. Кроме того, многие часы этой фирмы украшены бриллиантами. Стоит отметить, что ювелиры Van Cleef & Arpels изобрели так называемую технику невидимой оправы. При использовании этой эксклюзивной техники оправа бриллианта скрывается от глаз, что позволяет раскрыть всю красоту драгоценного камня. Для отделки циферблатов наручных часов Van Cleef & Arpels часто используются также перламутр, оникс и даже дерево.
После долгого пребывания в забытьи в моду снова входит гравировка. Применительно к наручным часам это относится не только к узорам на корпусе, но и к отделке циферблата. Гильошировка создает неповторимую фактуру жемчуга, что придает изделию благородство и оригинальность. Не желая оставаться в стороне от модного тренда, в 2007 году компания Van Cleef & Arpels пригласила к сотрудничеству знаменитого гравера — Оливье Воше. Именно этот мастер сделал, например, гильошировку циферблата часов Feerie с анимированной феей, волшебная палочка которой выполняет роль стрелки. Без участия Воше не обошлось и создание нескольких турбийонов с эмалевыми циферблатами от Van Cleef & Arpels, выпущенных в том же году. Мастер очень гордится этой работой.
Эмалевые циферблаты наручных часов Van Cleef & Arpels создает мастер-самоучка Доминик Барон. Она окончила курс изобразительных искусств, после чего в ее карьере был небольшой перерыв. Позже, пройдя еще один курс обучения, Доминик Барон стала мастером изготовления миниатюр на эмали. В 2000 году ей удалось открыть мастерскую в женевской компании Roger Dubuis. Сегодня она сама обучает молодых специалистов этому занятию.
В 2005 году Доминик Барон выполнила первый заказ для дома Van Cleef & Arpels — часы, посвященные столетию компании. С тех пор это сотрудничество периодически радует ценителей этой марки поистине сказочным дизайном циферблатов.
Живопись по эмали — не точная наука, однако некоторые технологические тонкости все же очень важно строго соблюдать. По сути, эмаль — это особый тип стекла, который наносится на стеклянную, фарфоровую, в нашем случае — металлическую основу, после чего подвергается высокотемпературной обработке, необходимой для слияния материалов. Для ее изготовления в специально обработанный глиняный горшок помещаются все необходимые компоненты и нагреваются до тех пор, пока содержимое горшка не превратится в бесцветную жидкость. Для придания будущей эмали цвета в этот полуфабрикат добавляют окиси различных веществ — магния, платины, кобальта, борной кислоты и т. д. Чтобы пигмент распределился равномерно, полученную массу прогревают еще 14 часов, после чего выливают на ровную чугунную поверхность, чтобы получить прозрачную эмаль, либо в емкость из того же материала для изготовления так называемой «глухой» (непрозрачной) эмали.
В мастерской Доминик Барон имеется коллекция эмали из 250-ти цветов. Однако прежде, чем начать создание рисунка на циферблате, ее нужно растолочь и очистить. Для измельчения эмали используют ступку и пестик из агата. Этот выбор объясняется тем, что агат тверже стекла, поэтому не крошится сам и при этом не окрашивает саму эмаль. Затем полученный порошок промывается дистиллированной водой и обрабатывается азотной кислотой для удаления металлических и органических частичек. Теперь можно наносить эмаль на циферблат. Для этого используют тончайшие иглы или кисти из нескольких волосков. Не обойтись в такой тонкой работе и без микроскопа. Обычно перед нанесением рисунка металлическую основу сначала покрывают бесцветным слоем — глазурью, чтобы не допустить изменение цвета орнамента после термической обработки. Задняя сторона циферблата тоже покрывается слоем эмали. Этот метод называется «котнтрэмаль» и служит для того, чтобы циферблат не деформировался в процессе обжига. Когда рисунок доделан, заготовку помещают в печь при температуре около 800 градусов. Для мастера это всегда волнительный момент, так как на этом этапе он не в силах повлиять на процесс. Раньше печи для обжига всегда помещались в темные помещения, чтобы легче было рассмотреть изменение цветов. Случаются и неприятные сюрпризы — если температура слишком высока, есть риск, что металл расплавится, особенно если речь идет о золоте, температура плавления которого относительно невысока.
Существует несколько техник нанесения эмали.
Le Champlevé — выемчатая эмаль. Самая старая из техник. Металлическую основу для циферблата делают не слишком тонкой. В ней выпиливают углубления, заполняют их разноцветной эмалью, запекают и шлифуют полученный циферблат. В этой технике сделаны часы Extraordinary Hummingbirds.
Le Cloisonné — перегородчатая эмаль. На циферблате выкладывается контур будущего рисунка тончайшими металлическими лентами, ячейки заполняются эмалевым порошком, и все это отправляется в печь. Пример — часы Tourbillon Paon.
L’émail de Basse taille — рисунок на основе гравировки или гильошировки, на которые наносится глазурь или полупрозрачная эмаль, чтобы после обжига узор оставался различимым. К этому типу относится Tourbillon Colibri, к созданию которого приложил руку Оливье Воше.
L’émail Plique à jour — делается по принципу витража. Выполняется как перегородчатая, но на медной основе, которая после обжига рисунка растворяется кислотой. Результат — витражные крылья на циферблатах коллекции Extraordinary Butterfly.
Живописная миниатюра на эмали — собственно рисунок. Циферблат покрывают основой (обычно белого цвета), поверх которой микрокисточкой наносится рисунок из цветных эмалей, смешанных с масляным раствором. После нанесения каждого цвета заготовку обжигают. Готовый циферблат дополнительно покрывают слоем глазури. В этой технике выполнен рисунок на циферблате 20,000 Leagues Under the Sea.
Сегодня наручные часы с эмалевыми миниатюрами востребованы и коллекционерами, и просто ценителями прекрасного. Они идеально подходят под концепцию поэтического восприятия времени, которую проповедуют мастера дома Van Cleef & Arpels.
|