Мое сердце - турбийон
Зачем появились турбийоны? Многие считают сегодня турбийон продуктом чистого маркетинга, однако в свое время это усложнение было необходимым условием эволюции. Если выравниванию хода напольных, или башенных часов ничего не мешает, то на механизм карманных гравитация воздействует с разных сторон, что постепенно сказывается на точности. И вот Абрахам Луи Бреге однажды понял, что если часы сначала подержать в одном положении, когда они, к примеру, немного спешат, а затем в другом - когда они немного отстают, то часы накопят разницу этих погрешностей и будут идти точно. Проблема заключалась только в том, что невозможно было приучить к такой эквилибристике владельца часов, а значит решить ситуацию можно только изнутри самого механизма. Так, Бреге придумал в 1795 году турбийон, а спустя шесть лет испытаний и проверок запатентовал каретку, в которой спираль, баланс и спуск вращались со скоростью один оборот в минуту.
Почему именно турбийон с вращающимся балансовым узлом? Именно от баланса, как от "маятника", зависит точность часов. Но дело в том, что во времена Бреге не существовало оборудования для диагностики часов, да и точность изготовленных деталей была тоже лишь приблизительной - еще не появилась лазерная прецизионная резка металлов. Поэтому почти всегда баланс имел некоторое смещение в массе относительно геометрического центра и в меняющемся положении часов это играло то на поспешность, то на отставание хода. Турбийон же заставляет балансовый регулятор вращаться, а значит при полном обороте все позиционные погрешности взаимно компенсируются. Поэтому турбийон так и называется - в переводе это значит "вихрь".
После того, как Бреге запатентовал турбийон в 1801 году, вплоть до 1945-го было выпущено всего не более 900 часов с турбийоном. Ведь одно дело изобрести, но создать и собрать это усложнение не менее трудно. Часы с турбийоном сразу же возводили производителя на новый высший уровень. Из всех усложнений турбийон стал главным мерилом профессионализма среди часовщиков. Тем более, что в точности хода все еще было куда стремиться, совершенствуя механизм турбийона. Например, датский часовщик Бане Бонниксен прославил свое имя изобретением в 1892 году турбийона-карусели. Этот регулятор не имел каретки, а спусковой механизм и баланс монтировались на вращающейся платформе. А ведь можно было сделать себе имя еще и, например, собрав самый маленький турбийон. Кстати, именно созданный Audemars Piguet Caliber 2870 с самым маленьким в мире турбийоном диаметром всего 7мм породил моду на открытые турбийоны, видимые на циферблате часов. Эта мода была сразу воспринята на ура. Ведь открытый турбийон моментально и громко кричит о статусе владельца. И люди с удовольствием стали играть в предложенную часовыми компаниями игру, награждая сами себя «орденами отличия».
В общем, часовая промышленность с интересом принялась играть со всевозможными плодами изобретения Бреге. Давайте поближе взглянем на одни из самых интересных среди них.
Franck Muller
Сколько существует турбийон, столько же продолжаются и споры о его эффективности. Весомым доводом против является простое наблюдение: Бреге изобретал турбийон для карманных часов, которые в вертикальном положении носили в кармане жилета. И каретка классического турбийона сконструирована специально для вертикального положения, вращаясь в одной плоскости с вектором тяжести. Согласитесь, это не слишком эффективно для наручных часов, которые хозяин часто перемещает в горизонтальную плоскость, положив руку за клавиатуру или на руль автомобиля. Как же тогда турбийон может компенсировать погрешности, если по отношению к гравитации позиция заключенных в него деталей не меняется.
Решение открыл мастер усложнений Франк Мюллер, представив в 2003 часы Tourbillon Revolution 2 (ref. 7850 T REV 2) с первым в мире двухосевым турбийоном. Он состоит из двух кареток, вложенных друг в друга и вращающихся как по горизонтали, так и по вертикали. Такой турбийон выполняет свои функции при любом положении часов.
Однако на этом инновации гениальной компании Franck Muller не заканчиваются. Раз уж турбийон двойной, то решено было сделать его и вращающимся с двумя разными скоростями: 60 секунд и 8 минут. Циклы вращения отсчитывают две небольшие ретроградные стрелки, расположенные рядом с турбийоном на отметках 5 и 7 часов.
Часы демонстрируют чудесную эволюцию турбийона как на циферблате, так и сзади через прозрачное сапфировое стекло в прямо театральных декорациях искусно отделанного механизма.
Кстати, о механизме: калибр FM2003 имеет ручной завод и, несмотря на расход энергии для двухосного турбийона, приличный запас хода в 80 часов.
Год спустя (в 2004) Franck Muller представила часы Revolution 3 с турбийоном, вращающимся уже в трех направлениях. Впрочем, это относится больше уже не к эффективности, а технической искусности и явлениям интенсификации.
Jaeger-LeCoultre
Вы удивитесь, но это еще одна первая в мире компания, создавшая двухосный турбийон. И есть еще и третья - Greubel & Forsey. Дело в том, что такая идея существовала среди часовщиков очень давно - еще с начала 70-х, просто никто не решался ее воплотить. А раз уж однажды кто-то все-таки осмелился на такой эксперимент, конкуренты не могли оставаться в стороне и тоже начали разработку.
В часах Jaeger-LeCoultre Gyrotourbillon I (ref. 600 64 20) двухосный "вихрь" пошустрее, чем у Франка Мюллера: традиционный 1 оборот в минуту и в другом направлении 1 оборот за неожиданные 18.5 секунд. То же самое и в Reverso Gyrotourbillon 2 (ref. 233 64 20), только эти часы имеют увеличенный в диаметре обод баланса, что позволяет увеличить и точность - чем больше, тем точнее.
Двухосный турбийон защищен целыми шестью противоударными системами: по паре на каретки и колесо баланса. А узел заводного баланса в Gyrotourbillon 2 изготовлен из сапфира, чтобы снизить трение заводной пружины, и оснащен блокиратором, который не позволяет пружине взводиться слишком сильно, а также останавливает механизм за несколько часов до того, как энергия полностью иссякнет. Эта жертва во имя надежности уменьшила запас хода модели до 50 часов.
В общем, модели Gyrotourbillon представляют собой уже не концептуальный прорыв, а стремление к максимальному совершенствованию часов с двухосным турбийоном. Например, Gyrotourbillon 2 имеет спираль Арнольда цилиндрической формы, кончики которой прикреплены способом, изобретенным отцом турбийона - Бреге.
Часы Gyrotourbillon 2 выпущены лимитированной серией в 75 экземпляров.
Breguet
В искусство создания турбийонов компания вписала свое имя как создатель орбитального турбийона - т.е. вращающегося не только вокруг собственной оси, но и вокруг центра циферблата.
Часы Breguet Double Tourbillon (ref. 5347PT/11/9ZU), кроме прочего, имеют сразу два турбийона, соединенных мостом, половина которого является часовой стрелкой. Эти два непоседливых турбийона расположены на вращающемся циферблате. Вместе с "держащей" турбийоны часовой стрелкой циферблат совершает один оборот за 12 часов. Оба турбийона традиционно делают полный оборот за 60 секунд.
Antoine Preziuso
Создатель "живых украшений", как их называет сам Антуан Прецьюзо, прославился благодаря своим турбийонам и созданию одних из Opus для Harry Winston. И если уж говорить сразу о нескольких турбийонах, то стоит упомянуть его уникальные часы 3 Volution Triple Tourbillon - настоящий подарок для ценителей этого неотразимого усложнения.
В этих часах целых три одноминутных турбийона, которые одним большим ансамблем все вместе вращаются еще и вокруг оси двойного циферблата, совершая оборот за 2 минуты 15 секунд.
Часы с двойным циферблатом имеют размеры 51х34 и толщину всего 8 миллиметров. Внутри механизм с ручным заводом и запасом хода на 72 часа.
Vacheron Constantin
Однако, несмотря на любые технические ухищрения других компаний, самым красивым, наверное, можно считать турбийон старейшей часовой марки Vacheron Constantin. Конечно, на вкус и цвет..., но красота этого турбийона признана официально в рамках Middle East Watches, Jewellery & Pens Awards. Компания получила престижную премию "Лучший турбийон 2008 года" за часы Malte Tourbillon Regulator (ref. 30080/000P-9357). Присуждение проходило максимально объективно: лауреатов выбирали как представители промышленности, так и простые потребители.
Часы оснащены калибром 1790R с ручным заводом, имеют корпус 40х50мм из платины или 18-каратного золота с ремешком из шкуры аллигатора. Турбийон украшен стильным узором в виде мальтийского креста - фирменной эмблемы Vacheron Constantin.
Patek Philippe
Компания не выпускает на рынок ни одни часы с турбийоном, пока они не пройдут многомесячное наблюдение - пожалуй, за это их турбийоны заслуживают звание самых надежных. Ведь одно дело компьютерные тесты, и совсем по-другому могут повести себя механизмы в реальной жизни. Patek Philippe не упускают этой идеи и, наверное, это не последняя причина, по которой Patek является королем усложнений (именно им принадлежат самые сложные в мире часы).
Может быть, именно поэтому часы Patek Philippe с турбийоном носит самый богатый человек нашей планеты - Билл Гейтс. Это Sky Moon Tourbillon (ref. 5002), выпущенные в 2001 году, на заре нового тысячелетия. Турбийон в них, похоже, честно выполняет только свое прямое предназначение и, кроме названия модели, его нигде не видно - часы имеют по циферблату с обеих сторон корпуса, одну из которых занимает карта звездного неба, а на второй - индикация времени и календарь.
Sky Moon Tourbillon так же и один из самых недоступных турбийонов в мире. Мало того, что за год их выпускается всего два экземпляра, так еще чтобы купить эти часы, необходимо получить благословление главы компании на личном собеседовании. Если Вы давний коллекционер Patek Philippe - это легко, а вот новички, сразу же возжелавшие часы Sky Moon Tourbillon, вызывают у руководства подозрение - вдруг они просто хотят перепродать часы?
Panerai
Это, пожалуй, самая честная, надежная и скромная марка из всех. Часы Panerai никогда не демонстрировали на своем стильном циферблате карты звездного неба, или турбийоны - для этих усложнений, если они вообще нужны, всегда отведено окошко на задней крышке. Исключением служит только одна модель (если не считать 2000 Edition Radomir Tourbillon, которых и выпущено было всего 2 штуки).
Часы Radiomir Tourbillon GMT Ceramica (PAM 00348), выпущенные в количестве всего 30 экземпляров. Турбийон тут демонстрируется как бы ненамеренно - просто как следствие скелетонированности часов. Он и расположен не как первостепенный элемент - в глубине механизма между отметками 10 и 11 часов. Все внимание в этой модели приковывает к себе сам способ скелетонирования циферблата - в виде водолазной решетки. Panerai даже в мельчайших деталях остаются верны своему фирменному военно-морскому стилю.
А рядом с этой водолазной решеткой тем не менее прячется далеко не самый простой турбийон: он вращается сразу в двух плоскостях, а механизм P. 2005 тем временем сохраняет запас хода на целых 144 часа! Почти вдвое больше, чем у двухосного турбийона Franck Muller. Вот так: как всегда скромно, стильно и надежно.
Azimuth
Самые необычные среди представленных часов с турбийоном. Изящный титановый корпус напоминает очертания автомобиля Lamborghini Murcielago.
Часы Twin Barrel Tourbillon, как и предыдущие, имеют два заводных барабана, благодаря чему обеспечивается 120-часовой запас хода. Центральный мост турбийона изготовлен из вороненого золота, впрочем, турбийон тут вовсе и не главный элемент - с ним как бы соревнуется в оригинальности пара "вееров", проплывающих над турбийоном для индикации минут. Притом самая близкая к шкале цифра служит для индикации часа. Это одни из самых нетривиальных часов с турбийоном на мировом рынке.
Серия лимитирована 25 экземплярами.
Итак, турбийон - полезное усложнение для точности хода, или эстетическая деталь? Представленные часы демонстрируют все варианты. Вопрос в том, согласны ли Вы со знаменитой фразой о том, что есть четыре вещи, на которые можно смотреть бесконечно:
"Как горит огонь, течет вода, работают другие и вращается турбийон".