Часы с черепами — символ смерти или знак бессмертия?
История символизма черепов
Череп является широко распространенным символом в мировой культуре. Это знак смертности человека. В то же время его рассматривают как вместилище души, человеческой жизни, и он наделяется необычной ритуальной ценностью с древних времен. У кельтов череп считался вместилищем священной силы, защищающей человека от злых сил и дарующей ему богатство и здоровье. Череп — это также атрибут индуистских отшельников, знак отречения от бренного мира на пути к спасению. Помимо этого он выступает атрибутом грозных богов тибетского пантеона. Кроме того, даосских бессмертных (сянь) зачастую изображают с ненормально разросшимся черепом — знаком того, что они за свою жизнь накопили в мозгу огромный запас энергии ян.
Мусульмане связывают известную поговорку о том, что будущее человека написано на его челе, со швами костей черепа, изгибы которых напоминают буквы.
Череп, наряду с косой и старухой входит в основной набор символов смерти. Он является атрибутом изображений многих христианских святых и апостолов, таких как апостол Павел, святая Магдалина, святой Франциск Ассизский. Также часто изображаются с черепом отшельники, что символизирует их размышления о смерти. Некоторые иконы с распятием изображаются с черепом и перекрещенными костями у подножия и являют собой напоминание о смерти Иисуса на кресте. Согласно одной из легенд, этот крест стоит на костях Адама, и благодаря тому, что Спаситель был распят на нем, все люди должны обрести вечную жизнь.
Разного рода предсказатели использовали человеческий череп для различных видов колдовства, например, клали его у изголовья кровати и призывали череп рассказывать будущее. В алхимии термин «мертвая голова» значил оставшиеся в тигле, бесполезные для совершения дальнейших действий или превращений продукты химического распада. В переносном смысле – это нечто, лишенное всякого смысла и содержания, мертвая форма, своего рода шлак. Древний народ сабинян считал, что человеческая душа находится именно в черепе, поэтому из них изготавливали ритуальные сосуды. Выдающийся еврейский философ, раввин, врач и разносторонний ученый Рабби Маймонид совершал воскурение мирта вокруг человеческого черепа, раввин Элеазар описывал способ изготовления терафима (родового антропоморфного идола) — заколоть первенца, отрубить голову, засолить ее и положить золотую пластинку с надписью под язык, после чего ждать от него сообщений. В Библии впервые терафимы появляются в связи с Рахелью. Она забирает их из дома отца своего Лавана Арамеянина в Месопотамии (Быт.31:19), из чего обычно делается вывод, что культ терафимов попал к израильтянам от арамеев. Рахель похитила терафима Лавана, чтобы череп не оповестил ее отца о бегстве Иакова. Пережитки лемурийского культа терафимов можно увидеть в христианстве — Адамова голова, а также в оккультизме рейха, где был особый орден и целая дивизия под названием «Тотенкопф» или «Мертвая голова». Даже в современной жизни одним из символов московского международного кинофестиваля некоторое время была красная голова терафима.
«Адамова глава» («Адамова голова») или «Мертвая голова» (нем. Totenkopf) — это символ смерти и в то же время бесстрашия перед ее лицом, изображаемый в виде черепа с перекрещенными костями (чаще всего белого или серебристого цвета на черном фоне). Кости и череп, как наиболее упорно противостоящая тлению, и меньше других поддающаяся разложению органическая ткань, во многих древних культурах на протяжении нескольких веков символизировали способность к физическому возрождению, жизненную энергию и стойкость духа, а не только были вестниками устрашения, разрушения и смерти. Символ «Мертвая голова» близок к пиратскому «Веселому Роджеру».
Череп был знаком смерти и присущей всему живому бренности бытия еще с античных времен. Человеческий череп как отдельно, так и включенный в состав сложных композиций, является одним из наиболее широко распространенных художественных сюжетов.
Христианские корни
Череп с перекрещенными под ним костями в традиционной русской культуре носит устоявшееся наименование «Адамова глава» (или «Адамова голова») и имеет древнее христианское происхождение. Согласно легенде, прах Адама покоился на Голгофе, где и произошло Распятие Христа. По православному поверию, кровь Христа омыла череп Адама по промыслу Божьему и все человечество в его лице от греховной скверны, даровав тем самым надежду на спасение. Таким образом, голова Адама несет глубоко символическое значение избавления от духовной смерти и спасения в традиционно христианском смысле. Изображение черепа можно увидеть на множестве вариантов Распятия или Креста, как, например, на православной монашеской схиме.
История использования символа в военных действиях
На протяжении всей истории человечества эмблема «мертвой головы» использовалась британскими, французскими, финскими, болгарскими, венгерскими, австрийскими, итальянскими и польскими вооруженными силами преимущественно в кавалерийских, авиационных, огнеметных, штурмовых и танковых частях, частях специального назначения армии США и других подразделениях. В древнегерманских государствах Пруссии и Брауншвейге с давних пор существовали как кавалерийские, так и пехотные части, эмблемами которых были черепа и кости на форменных головных уборах. В середине XVIII века символ смерти стал невероятно популярным среди армейских подразделений стран Западной Европы. В это время была создана основа формы позднейших «ударных частей» армий России, Чехии, Германии и других стран.
Впервые «мертвая голова» как элемент формы воинских подразделений начала использоваться в середине XVIII века ударными гусарскими полками прусской армии Фридриха Великого («гусары с мертвой головой» — Нем. «Totenkopfhusaren»). Устрашающая форма прусских гусар состояла из: черных чикчир (форменных узких штанов), доломана (гусарского мундира) и ментика (мантии), черной шапки-мирлитона (“Fluegelmuetze”) с серебряной эмблемой черепа и перекрещенных костей, символизировавших сокровенное единство смерти и войны на поле битвы.
Cимвoликa «cмepти и бeccмepтия» появилась примерно в XVIII столетии также в британской армии, конкретно — в 17-ом уланском полку в честь генерала Вольфа, убитого в войне против французов в 1759 году в Квебеке. В 1855 году, в период Крымской войны, после роковой атаки британской легкоконной гвардии, истребленной огнем русской артиллерии и пехоты (и потому названной британскими военными источниками «атакой в долине Смерти») во время сражения под Балаклавой, символ «мертвой головы» получил дополнительный смысл. Череп и кости были расположены над скрещенными уланскими пиками, которые опирались на ленту с изречением «DEATH OR GLORY» — что в переводе означает «СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА» (спустя некоторое время с эмблемы были удалены пики, но череп и кости оставлены).
Боровшемуся против французских интервентов вплоть до судьбоносного сражения при Ватерлоо 1815 года «Черному легиону» герцога Брауншвейгского эмблемой служила «Адамова голова», от которой и произошел череп с костями особого «брауншвейгского типа». Так называемая «Мертвая голова» была также эмблемой полка «гусары смерти» (Франц. “hоussаrds dе lа mоrt”), состоявшего из французских эмигрантов-роялистов, которые боролись против революционного режима, установившегося в том числе и в русских войсках.
Использование символики Русской Императорской армией
В Рyccкoй Импepaтopcкoй apмии cимвoликa «cмepти и бeccмepтия» впepвыe использовалась в период Отечественной войны 1812-го года одним из кавалерийских полков Петербургского ополчения, носившим грозные названия «Смертоносный» или «Бессмертный» полк. На головных уборах офицеров этой части крепился медальон из серебра с черепом и скрещенными под ним костями. Этот символ (во всяком случае, относительно русских войск) использовался не столько в качестве символа смерти, а скорее в качестве символа бессмертия, что следует из названия полка.
Герб для головных уборов в виде черепа с костями был официально утвержден Императором Николаем II в ХХ веке в качестве знака одного из регулярных кавалерийских полков русской армии — Александрийского гусарского полка. Значок Ее Величества 1-го эскадрона 5-го гусарского Александрийского полка был «весь черный с серебряной Адамовой головой (полковая эмблема), с рамкой из гусарского серебряного галуна»; значок 2-го эскадрона был «весь черный, с серебряной Адамовой головой».
«Мертвая голова» также присутствовала на тульях фуражек офицеров гусарского 4-го Мариупольского полка и на черных значках (как в русской армии издавна называли «малые флаги») Донского 17-го («Баклановского») казачьего полка. Как указывает «Военная Энциклопедия» Сытина (издание 1915 года), генерал Я. П. Бакланов, ставший очень популярным в то время в России благодаря своим множественным подвигам на Кавказе, однажды, находясь в крепости Грозной, «получил „с оказией“ посылку, нeизвecтнo oт кoгo и oткyдa. Кoгдa пocылкy вскрыли, в ней нашли черный шелковый значок». Значок был украшен вышитой «Aдaмoвoй гoлoвoй» (чepeп и кocти) белого цвета, обрамленной девизом, повторяющим заключительную фразу Символа христианской веры: «Чaю вocкpeceния мepтвых и жизни бyдyщeгo вeкa. Aминь». «Тот самый мрачный значок наводил панический ужас на чеченцев, — добавляет биограф, — и с ним Бакланов не расставался до самого конца своей жизни».
На могиле героя кавказской войны на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга на добровольные пожертвования ему был поставлен памятник (генерал умер в нищете и похоронен был на деньги Донского войска). Памятник изображает «скалу, на которую наброшены папаха и бурка, из-под папахи выглядывает черный „Баклановский“ значок».
Применение символики в период Первой мировой войны
Эмблема «Адамова голова» во время Первой мировой войны использовалась в военной авиации русской армии. Было принято решение ввести в кaчecтвe дoпoлнитeльнoй нaгpaды и знaкa oтличия для летчиков, сбивавших аэропланы врага, георгиевскую планку, на которой эмблемой черепа со скрещенными костями предлагалось отмечать число ликвидированных самолетов: золотыми черепами с костями — десятки, серебряными — единицы. Многие из подобных идей были воплощены в жизнь, сохранились такие знаки так же, как и другие, в виде «мертвой головы», прикрепленной на пропеллер самолета.
Эта символика использовалась также в ударных частях армии России в период Октябрьской революции 1917 года (самыми известными стали «Кopнилoвcкий yдapный пoлк», a тaкже «Жeнcкaя бoeвaя кoмaндa или бaтaльoн cмepти» под руководством Марии Бочкаревой, защищавшая Зимний дворец от большевиков во время событий октября 1917 года, для их награждения в 1917 году был учрежден специальный знак в виде «мертвой головы» на черно-красной ленте.
Использование символа в период Гражданской войны в постреволюционной России
В Белой армии за время Гражданской войны, кроме упомянутых выше корниловцев, было сформировано множество других аналогичных подразделений: дроздовцы, марковцы, анненковцы, солдаты Западной Добровольческой Армии под предводительством генерала-князя Авалова (Бермондта), бойцы атамана Булак-Балаховича, отряды донских казаков-гундоровцев, офицеры так называемой Жeлeзнoй бpигaды Чexocлoвaцкoгo Кopпyca, удapныe чacти генерала Гайды, бойцы Сибирской штурмовой бригады под предводительством полковника Пепеляева и множество других. В их символике обязательно присутствовала «мертвая голова» — в качестве символа смерти и воскресения, при этом та же идея часто выражалась и в чepнo-бeлoй цвeтoвoй «cxимничecкoй» гaммe военной формы частей Белой гвардии: на фуражках, погонах, папахах, жетонах, нapyкaвных щитках, знаменах, наградах, перстнях, нагрудных знаках. Дабы подчеркнуть свой «крестоносно-монашеский» характер, воины белогвардейских соединений нередко использовали в качестве своего символа православный или мальтийский так называемый «кавалерский» («рыцарский») крест белого цвета, а марковцы даже прикрепляли на пояса черные четки-лествицы.
Следует отметить тот факт, что белогвардейцы в своей символике сочетали «череп и скрещенные кости» с готовностью, если надо умереть ради спасения России (надпись на расшитом «мepтвoй гoлoвoй» знaмeни «Цapcкoceльcкoгo бaтaльoнa смepти» гласила: «Лучше смерть, чeм гибeль Рoдины»), а зачастую — и с ликом Христа Спасителя, который присутствовал на знамени «Женского батальона смерти» под предводительством Марии Бочкаревой.
С другой стороны, «Красный террор» также проходил под знаменем черепа с костями (в архивах сохранилась фотография демонстрации чекистов Петрограда, шествующих под лозунгом: «Смepть бypжуaзии и ee пpиxвocтням, дa здpaвcтвyeт кpacный тeppop!»). Притом на знаменах большевистских отрядов «мертвая голова» часто присутствовала в сочетании с обязательными призывами убить кого-то («мировую буржуазию» или, например, «врагов трудового народа», на некоторых — «кoнтppeвoлюциoнеpoв» или «пpихвocтнeй стapoгo рeжимa»). Старшина Ярич-Запильский, служивший в Украинской Галицийской Армии, описывая старания одесского чекиста по вербовке пленных офицеров на службу Советам, отмечал: «У него на вороте тужурки золотой череп с двумя костями, знак чрезвычайки».
На знамени отряда анархо-коммунистов знаменитого батьки Махно также было изображение «мертвой головы» и была сделана надпись: «Смерть всем, кто препятствует свободе трудового народа».
Вскоре, по окончании Первой мировой войны, добровольной капитуляции Германии и вспыхнувшей там в ноябре 1918 года революции, знак «мертвой головы» начали использовать в своей форме бойцы добровольческих корпусов («фрайкоров»), образованных правительством республиканцев Фридриха Эберта, Густава Носке и Филиппа Шейдемана для борьбы с большевиками-спартаковцами.
Использование символа «мертвой головы» во Второй мировой войне
В период Второй мировой войны череп со скрещенными костями использовали бойцы 1-й Кавалерийской Казачьей дивизии, позже ХV Кавалерийского Казачьего Корпуса под руководством генерала немецкой армии Гельмута фон Паннвица наряду с другими казачьими подразделениями и частями, входившими в состав немецкого вермахта, а позднее и войск СС (например, в 3-й гвардейской танковой дивизии СС «Тотенкопф»). Между тем, использование «мертвой головы» в качестве символа охранных воинских отрядов объясняется тем, что большая часть первых эсэсовцев состояла во фрайкорах, воевавших за сохранение консервативных немецких ценностей против либерализма и большевизма. Изначально за основу был взят символ «мертвая голова» прусского типа. Члены «штабной охраны» Гитлера в качестве эмблемы своего подразделения также выбрали «тотенкопф» в 1923 году, используя в первоначальный период небольшое количество эмблем, оставшихся со времени Первой мировой войны. Когда запасы символики были исчерпаны, руководство СС сделало заказ мюнхенской фирме Дешлера на производство большого числа «мертвых голов» первоначального образца.
«Мертвая голова» осталась единственной частью униформы СС, присутствовавшей на ней на протяжении всей многолетней истории организации (конечно, не считая общепринятой партийной свастики). Эсэсовцы выбрали именно этот символ для своей эмблемы отнюдь не потому, что они преследовали цели «запугать» или «устрашить» политических противников партии. Напротив, «мертвая голова» считалась в тогдашней Германии положительным знаком. По словам известного военного историка Великобритании Робина Ламсдена, «немецкие нацисты воспринимали «мертвую голову» в первую очередь в качестве исторической эмблемы некоторых элитных частей имперской Германии».
При этом было бы неверно приписывать СС монопольное право на использование эмблемы «мертвая голова». Стоит упомянуть тот факт, что помимо охранных подразделений символика смерти применялась в качестве эмблемы также некоторыми частями вермахта.
К приходу 1934 года символ прусского образца появился на штандартах танковых частей Германии. А руководством СС был создан и утвержден новый эскиз «мертвой головы», у которой присутствовала нижняя челюсть. Новая эмблема отличалась большой анатомической точностью. С этого же периода эмблема выпускалась в множественных вариантах: с черепом, развернутым вправо, влево и анфас (последние два варианта использовались реже первого).
Черепа на головных уборах подразделений носили члены абсолютно всех дивизий СС без исключения. Символика смерти ассоциировалась среди членов организации с мужеством и воинским самопожертвованием, а в идеологическом плане — с борьбой против либерализма и большевизма.
Помимо головных уборов «мертвой головой» украшались кольца, кинжалы, флаги, штандарты, цепочки горжетов, барабаны и трубы СС. Этим шеф организации Генрих Гиммлер хотел показать, что члены СС гордились своей эмблемой, и именно поэтому при каждом удобном случае рассказывалось о ее истории.
Символ черепа в часовом искусстве
Далее мы перейдем к моделям часов, в дизайне которых так или иначе присутствует символ черепа.
Петер Хейнлен из немецкого Нюрнберга создал первые карманные часы в форме луковицы со спиральной заводной пружиной в 1504 году. Форма корпуса при этом могла быть как геометрической (овальной), так и стилизованной под череп или крест. Циферблат часов защищала крышка, в поверхности которой нередко вырезались отверстия в форме розеток с лепестками, позволявшие видеть текущее положение стрелки.
Как это ни парадоксально, череп был довольно часто повторяющимся символом в карманных часах на протяжении нескольких веков. На самом деле, если подумать, все часы в мире отсчитывают остаток отведенного нам времени на Земле.
Механические часы со смеющимся черепом и анимированными змеями в глазницах
Несмотря на то, что этим часам около 400 лет, эффект, производимый их жакемарами, впечатляет намного больше, чем спецэффекты любого современного фильма. В первую минуту может показаться, что череп улыбается, затем кажется, что он смеется и, в конечном итоге, его челюсти резко сжимаются, и кажется, что он пытается что-то укусить. При этом одна из змей постепенно исчезает в пустой глазнице, а другая выползает из второго глаза только для того, чтобы внезапно вернуться в свое убежище, в то время, как первая змея выпрыгивает обратно. Для того, чтобы узнать время, нужно просто открыть верхнюю крышку черепа.
Эти часы были разработаны в 1610 году Николасом Шмидтом дер Юнгером в немецком городе Аугсбург в виде черепа, закрепленного на скрещенных берцовых костях, установленных на подставку из позолоченной латуни, с откидной крышкой, скрывающей циферблат. Снизу подставку венчает шестиугольная опора из эбенового дерева. Циферблат часов сделан из серебра и декорирован цветочным узором, выполненным эмалью в технике Сhamplevé. У часов только одна стрелка, выполненная из позолоченной латуни. Откидной механизм этих старинных часов со шпиндельным ходом снабжен платиной из позолоченной латуни с куполообразными подпорками, дополнительным барабаном с цепочкой, стальное колесо баланса с двумя рычагами, без пружины, гравированной и перфорированной крышкой балансового механизма из позолоченной латуни, закрепленной винтом, снабженной креплением для установки храпового колеса. Механизмы автоматических челюсти и змей в глазницах контролируются двумя 6-ступенчатыми эксцентриковыми шайбами и приводятся в движение дополнительным барабаном, вращаясь со скоростью 20 оборотов в час, таким образом челюсть полностью раскрывается за 3 минуты и затем резко закрывается, в тот же момент одна из змей резко появляется из глазницы, а другая прячется. Высота часов вместе с подставкой составляет 14 см.
Часы королевы Шотландии Марии Стюарт
Незадолго до того, как Мария Стюарт была обезглавлена, для нее были изготовлены эти устрашающие серебряные часы в форме черепа. Корпус открывается при открытии нижней челюсти, закрепленной на петлях, механизм занимает место мозга. На циферблате присутствует только часовая стрелка Эти часы — одна из ранних интерпретаций направления "Memento Mori" в часовом искусстве, художественных упоминаний о смертности человека. Оригинальный механизм с ручной гравировкой был модернизирован посредством установки пружины баланса в XVIII веке.
По легенде, королева Шотландии подарила эти уникальные часы одной из своих фрейлин, Мэри Ситон. Череп выполнен из серебра исключительного качества и гравирован строками известного латинского поэта Горация, фигурами смерти с косой и песочными часами, изображениями Адама и Евы, а также сценой Распятия. Нижняя часть черепа перфорирована в форме символов Распятия, чтобы был слышен звук боя часов. Механизм расположен в черепе на месте мозга и соединен с серебряным колоколом, занимающим всю полость черепа. Часы отбиваются по колоколу небольшим молоточком, движущимся на отдельной цепи. К часам прилагался кожаный чехол, сшитый по форме черепа, которым можно было накрывать часы, когда они не использовались.
Это чудо часового искусства побывало во многих музеях мира, таких как музей искусства Taft, художественный музей Уолтерса, музей искусств института искусств Мансона —Вильямса — Проктора, Британский Музей. Его местонахождение в нынешнее время, к сожалению, не известно.
Часы-череп из 18-каратного золота с бриллиантами
Первоначально портативные часы были уделом богатых и могущественных людей, тем самым как бы показывая их власть над временем, которое они могут переносить с места на место. Череп так же, как и скрещенные кости, оставался необычной формой корпуса часов на протяжении 400 лет. Форма карманных часов в виде «булочки» сохранилась по ходу столетий, став при этом немного «сплюснутой» и более привычной нам.
Германия и Швейцария стали важными центрами производства часов, хотя Франция и Англия также стали производить часы. Казалось, что у швейцарских часовщиков, таких как Исаак Пенар и его наставник Жак Серман, была предрасположенность к измерителям времени необычной формы, они оба известны своими часами в форме черепа, произведенными в начале 17-го века.
К началу Викторианской эпохи появилась мода на эпатажные и антикварные вещи. Мастера середины и конца 19-го века изготавливали часы в форме черепов для состоятельных коллекционеров, оснащая их самыми современными на тот момент механизмами. Среди богатеющего среднего класса Индустриальной эпохи насчитывалось все больше людей с растущими доходами, и зажиточные представители общества стали также коллекционировать дорогие часы-черепа меньшего размера.
Эти часы из 18-каратного золота в форме черепа датированы 1810 годом, глаза и зубы черепа инкрустированы бриллиантами. Створки эмалевого черепа раскрываются, показывая циферблат, а в нижней части черепа есть небольшое застекленное окошко, через которое можно наблюдать за работой механизма. Эта модель была недавно продана на интернет-аукционе Ebay за $18000.
Карманные часы-череп от Пауля Дитисхайма
Знаменитый швейцарский мастер часовых дел создал эти необычные часы примерно в 1930 году. Нижняя челюсть черепа раскрывается, благодаря чему становится виден серебряный циферблат с крупными римскими цифрами и именем автора в верхней части. Циферблат оснащен центральными часовой и минутной стрелками, а также небольшим секундным счетчиком в положении «6 часов». Высота часов составляет около 3,81 см, глубина — 3,17 см, длина — 4,76 см. В задней части черепа выгравирована латинская фраза "Nosce Te Ipsum", «Познай самого себя». Купить часы знаменитого мастера-часовщика на данный момент невозможно, так как они находятся в личной коллекции.
Другие модели с черепами
Существует также множество менее знаменитых приборов для измерения времени, выполненных в стиле Memento Mori. Например, часы эпохи Ренессанс с позолоченной кромкой и гравировкой Хроноса, древнегреческого бога, символизирующего время, на циферблате. Часы были проданы на знаменитом аукционе Sotheby's за $5000 в декабре 2010 года.
Также очень интересна модель часов из стерлингового серебра, оснащенная цепочкой со скрещенными костями, крышки которых закреплены на петлях и открываются, позволяя хранить в них ключи для завода механизма. На лбу черепа выгравировано латинское напоминание о смертности — фраза “Memento Mori”. Циферблат выполнен из матового серебра, римские цифры нанесены черной эмалью. Высота черепа составляет 4,1 см, длина с цепочкой — 33 см. Предполагаемая цена, за которую можно будет купить часы — $15000-$20000.
Выгравированная на циферблате этой маленькой модели карманных часов латинская фраза “Tempus Fugit” значит «Время скоротечно». Небольшой серебряный человеческий череп открывается, представляя взору циферблат часов, гравированный несколькими мотивами черепов со скрещенными костями. Модель является символом ускользающего времени. Согласно записям о владельцах часов, они принадлежали королеве Марии Текской, супруге короля Георга V. Королева презентовала эти уникальные часы Генри Уэлкаму в 1930 году.
В начале 20-го века многие часовые мастера Старого Света создавали копии часов в форме черепа или с черепами на циферблатах для коллекционеров. Даже сейчас существует несколько часовщиков, которые изготавливают качественные часы-черепа из стерлингового серебра, которые зачастую теряются в море китайских черепов из дешевого материала, покрытого слоем металла, с кварцевыми механизмами, заполонивших рынок.
|