Религия Времени и часовые идолы. Культовые часы Royal Oak - Audemars Piguet (часть 1)
В 1972 году на международной ежегодной часовой выставке BaselWorld в небольшом городке Базеле компания Audemars Piguet и дизайнер Джеральд Джента представляют наручные часы, выполненные в агрессивно-стальном корпусе, с нарочито грубоватой отделкой и огромным восьмигранным безелем. Часам было суждено стать сенсацией выставки этого года и не только потому, что их дизайн был оригинален и футуристичен. Необычный, смелый, монументальный и авангардный дизайн часов стал совершенно новым словом в часовом дизайне, настолько современным, что даже спустя много лет знатоки и эксперты всё ещё будут говорить об этом.
Восьмигранная форма корпуса и безеля, не имеющая аналогов, впоследствии стала фирменным знаком Audemars Piguet: 38.7 миллиметровый корпус, намертво скрепленный по всей толщине (8 мм) восемью винтами с шестигранными головками (новаторская гайка-восьмигранник).
Корпус представленных часов выглядел, словно монолитный сейф. С тыльной стороны были наворочены крупные гайки со шлицем, что надёжно защищало механизм от природных стихий. На циферблате «исчезла» секундная стрелка, а часовая и минутная стрелки были выполнены с обводами, идентичными делениям циферблата.
Браслет часов также был оригинален и нов: он составлял с корпусом единое целое. Корпус, собственно, являлся первым звеном браслета, плавно сужающимся по направлению к застёжке.
Часы были изготовлены из принципиально новых материалов - матовая сталь сочеталась с деталями из белого золота (ротор автоподзавода и винты с шестигранными головками) - и работали на базе нового сверхтонкого автоматического калибра 2121, толщина которого составляла всего лишь 3 мм – уникальное явление для своего времени.
Наручные часы Royal Oak – королевский дуб, представленные компанией Audemars Piguet и талантливым оригинальным дизайнером Джеральдом Джентой, разработавшим этот невероятно оригинальный и уникальный хронометр, – это часы, которым было суждено стать культовым явлением в часовом мире 70-ых годов и удержать этот титул на протяжении многих лет.
Тем не менее, в 1972 году консервативная швейцарская публика встретила новинку достаточно холодно, как и бывает со многими новаторскими изделиями. Руководство компании разочарованно принимает решение свернуть производство линии, жалея о потерянном времени на разработки и сотрудничество с Джентой. А партию в 1000 экземпляров скупают итальянцы…
Однако… Однако история распорядилась совершенно по - другому. Через несколько месяцев компании приходится в срочном порядке возобновить производство линии – мир требовал часы Royal Oak…
Причин для такого оглушительного успеха было несколько: их обусловило само время и обстоятельства, при которых они появились. Кроме прочего, успех выглядел совершенно фантастическим на фоне спада швейцарской часовой промышленности и глобального нефтяного кризиса.
В результате этой невероятной истории часы Royal Oak стали для компании символом могущества и стабильности в мире часов. Название часов же, по сути, практически не имеет связи с часами или с механизмом. Однако оно – символично: история появления этого названия уходит корнями в историю туманного Альбиона…
Что ж, начнём с названия, которое руководство компании искусно сплело со старинными и интересными легендами. Одна из них связала компанию Audemars Piguet, короля Англии и старый английский дуб, став предтечей названия линии знаменитых часов.
Итак, как гласит история, в 1651 году будущий король Англии Карл II спасался от английских войск, проиграв знаменитую битву при Вустере – одно из решающих сражений в период военной кампании завоевания Шотландии Оливером Кромвелем.
Лето 1651 года начинается с захвата Шотландии английскими войсками к югу от Форта. Кромвелю удаётся обойти шотландские войска, располагающиеся в районе Стерлинга во главе с Дэвидом Лэсли с востока и проникнуть в Файф, после чего англичанам удаётся штурмом взять Перт, оказавшись в тылу у шотландцев.
Тем временем в Шотландии командование армией берёт на себя Карл II, который, обнаружив, что Кромвель обошёл шотландскую армию, тем самым открыв ей путь на юг, направляет шотландские силы в Англию, чтобы поднять там новые восстания роялистов (политическое движение монархической формы государственной власти) и пресвитериан (представители протестантской конфессии и особая форма церковной организации на основе учения Жана Кальвина).
Однако к большому удивлению Карла к нему не только не спешат присоединяться роялисты или пресвитериане, а как оказывается, против него выходит вся страна. Поэтому Карлу приходится отказаться от своего первоначального плана идти прямо на Лондон, и будущий король отправляется в долину Северен, а 22 августа 1651 года располагается лагерем в Вустере.
В Вустере принимается решение передохнуть несколько дней и подождать возможного подкрепления со стороны роялистов Вустершира, Глостершира и Уэльса. Однако подкрепление остаётся незначительным. Остановкой Карла в Вустере воспользовался Кромвель, начав концентрировать вокруг города всю свою армию и дополнительные отряды ополченцев. Карл II осознает неизбежность решающего сражения и начинает сооружение дополнительных укреплений в Вустере: на юго-восточном краю города возводится новый форт (Форт Роял), обороняющий подступы к Вустеру, и разрушаются мосты через Северн. Армия Кромвеля в свою очередь занимает западный берег Северна, а на холмах с восточной стороны начинает располагать свою артиллерию.
29 августа начинается артиллерийский обстрел города. Утром третьего сентября английский отряд под руководством генерала Флитвуда начинает форсировать реку Тим, а ему на помощь с другого берега Северна Кромвель перенаправляет основные силы. Первый удар приходится на левый фланг шотландцев и, понеся большие потери, горцы отступают под защиту городских стен.
Карл II, наблюдая за ходом сражения с башни Вустерского собора, понимает, что с уходом Кромвеля восточный фланг противника ослаблен, и принимает решение атаковать английские войска. Шотландцы наступают двумя колоннами и под прикрытием артиллерийского огня из Форт-Рояла начинают теснить противника. Однако Кромвель, переправившись с правого Северна, наносит удар по флангу роялистов.
Шотландцы вынужденно отступают, и вскоре Форт-Роял окончательно захватывают английские ополченцы. Войска Кромвеля врываются в Вустер, сопротивление шотландцев окончательно сломлено: Карл тайно бежит из города, осознав своё поражение, – сражение окончательно проиграно.
Битва при Вустере стала последним сражением, в котором принимал участие Оливер Кромвель. Захват города означал одно: объединение страны в защиту завоеваний Английской революции против королевской власти. После этого сражения в Англии надолго прекратились гражданские войны, и наконец установилась Английская республика.
Знаменитое бегство Карла II во время битвы при Вустере (Worcester) 3 сентября 1651 года осталось в истории Англии, как одна из самых интересных и занимательных легенд, нашедшей своё отражение в английском народном творчестве. Приключения сбежавшего короля стали одной из самых интересных историй английского фольклора, ведь после своего бегства королю приходится прятаться от военного патруля в ветвях раскидистого дуба, где он проводит ночь…
Эта история так и осталась в народном предании, а знаменитый дуб после этого стал называться королевским, словно став символом защиты и безопасности. Так ли было всё на самом деле – спорный вопрос, тем не менее, этот исторический эпизод стал основой для целого повествования о происхождении линии наручных часов под названием Royal Oak – именно эта история осталась в официальном изложении Audemars Piguet.
Название Royal Oak некоторое время спустя вновь дало о себе знать, подтвердив свою символичность защиты и безопасности Англии. Дело в том, что в период 1769-1914 годов британский флот получает четыре корабля под названием HMS Royal Oak. Их отличительным признаком была носовая часть, изготовленная из дуба и усиленная стальными пластинами. Бортовые люки кораблей были выполнены в форме восьмигранников, которые нашли своё воплощение в дизайне винтов знаменитого хронометра.
За три столетия грозные корабли потеряли свою мощь, и угрожающий образ военных кораблей постепенно сошёл на нет. Так, HMS Royal Oak 1796 года был перестроен в плавучую тюрьму, а последний «королевский» корабль затонул после торпедной атаки немецкой подлодки U-47 14 октября 1939 года. Однако история этих кораблей стала примечательной тем, что нашла своё отражение в дизайне часов.
Начало 70-ых годов в Старом Свете характеризуется бурным техническим прогрессом. Война постепенно отходит в прошлое, первое послевоенное поколение становится на ноги, и наконец можно говорить о воцарении мира впервые после бурной военной истории. Именно в это время в Европе начинается формирование СБСЕ, активно расширяется ЕС. Сходные процессы происходят практически по всей Европе, кроме Португалии и Испании, где проходят последние годы диктаторского режима.
Технический прогресс набирает обороты всё быстрее и быстрее: появляются холодильники, цветные телевизоры, транзисторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, автомобили, калькуляторы и прочая техника, дарящая человеку комфортный быт. Европейцы начали жить лучше, больше зарабатывать, а это означало одно: оригинальные швейцарские часы должны были подняться в продажах.
Однако положение дел оказалось вовсе не таким, как предполагали швейцарские производители. Научно-технический прогресс, который царил во всей Европе, задал новую тенденцию на мировом часовом рынке: кварцевые наручные часы 35SQ от компании Seiko стали нешуточной угрозой с Востока.
Часовая компания Seiko, выпустившая часы 35SQ, работающие на базе кварцевого механизма, в 1969 году перевернула все представления, сложившиеся за несколько веков существования часовой истории. На часовом рынке начался кварцевый бум, вытесняющий традиционную механику…
В сложившейся ситуации (позже эксперты назовут её «кварцевый кризис») было совершенно очевидно, что под удар попадают как массовые производители механических часов, так и самые большие элитные часовые компании, такие как Patek Philippe, Vacheron Constantin и Audemars Piguet.
Главные особенности продукции этих компаний, ставших за годы работы ведущими швейцарскими брендами, такие как безотказный автоматический механизм и непревзойдённая точность сложных и дорогостоящих часов ручной работы, проигрывали простой, как доллар, «выскочке» с азиатского конвейера. Складывалась невесёлая перспектива полного покупательского игнорирования, и швейцарские производители стали спешно искать выход из сложившейся электронной западни.
Часовой рынок разделился на две части: одни компании перешли на «оружие» противника, начав производство часов на базе кварцевых механизмов. А элитные производители механических часов продолжали производство, закрыв глаза на кварцевую экспансию и не роняя престижа марки.
Однако долго так продолжаться не могло, так как при таком раскладе продажи механических часов резко падали, и в лучшем случае можно было продать сотню-другую часов, но никак не десятки тысяч.
Одной из первых часовых компаний, которая осознала всю нешуточность сложившейся на часовом рынке ситуации, стала компания Audemars Piguet. Руководство компании принимает решение выпустить что-то совершенно новое и оригинальное. Часы, которые могли бы стать для компании спасением и вновь перетянули бы рынок на сторону механических часов.
Решение было довольно рискованным: новые часы могли запросто остаться без внимания или не возыметь должного эффекта, на который рассчитывали производители. Однако никто даже и не ожидал того, что произошло в последующее время. В тот момент никому и в голову не приходило, что компания переживает один из самых знаменательных моментов своей истории, момент становления и самоидентификации АР…
Компания заказывает известному итальянскому часовщику Джеральду Дженте (Gerald Genta) новые наручные часы. Знаменитый часовщик родился в Женеве в 1931 году, а в 1951 году получил швейцарский государственный диплом об окончании ювелирной школы. Первые шаги в мире часового искусства Джента делает в часовой компании Universal Genève SA, создав часы, прославившие компанию в поствоенный период – наручные часы Universal’s Polerouter Microtors, часы White Shadow и Golden Shadow. После этого итальянский часовщик работает с компанией Omega (1950-ые годы), результатом сотрудничества становится модель Constellation.
В решающий 1972 год компания Audemars Piguet приглашает часовщика к сотрудничеству, а главной особенностью совместной работы с Джентой было то, что все модели, когда-либо придуманные им, прославляли марку и делали часы узнаваемым продуктом.
Наконец, часы, выполненные в футуристическом стиле, были готовы: компания Audemars Piguet готовилась к презентации на международной выставке в Женеве BaselWorld 1972.
***
Дизайн часов Royal Oak от Джеральда Дженты и сегодня выглядит так, словно только что появился на свет, настолько оформление часов смело, современно и монументально. Всё в представленной модели ново, оригинально и неслыханно.
Некоторые эксперты отмечают сходство дизайна Royal Oak с другими культовыми часами: Ingenieur от компании IWC, часами Nautilus компании Patek Phillipe, часами Pasha Cartier и знаменитой моделью Constellation компании Omega. Главным сходством всех часов стали 8-гранный корпус, винты на ранте и дизайнер – Джеральд Джента. Однако «королевская» модель стала единственной и неповторимой.
Успех механических часов Royal Oak, выполненных из недорогого материала стоимостью в несколько тысяч долларов, в эпоху кварцевого кризиса, на фоне всеобщего наступления недорогих кварцевых часов воспринимался как некий феномен, который знатоки часового искусства сравнивали с феноменом поп-арта и искусством Энди Уорхола, этаким своеобразным проникновением элементов культуры хиппи в люксовую среду. Royal Oak прочно заняли на часовом рынке категорию Sport de Luxe.
Футуристический стиль и недорогой материал, из которого изготавливались часы, в то же время стоящие достаточно дорого, стали не только безумно популярными, но и превратили компанию в бренд одной модели. Вскоре производство линии Royal Oak заняло 80% всего производства компании. Смелая разработка и её успех словно обязали компанию к постоянным разработкам и экспериментам, с чем компания с успехом справляется на протяжении многих лет.
Сталь корпуса часовщики компании со временем меняли на различные современные материалы: тантал, титан, отделка из каучука. Кроме экспериментальных материалов, мастера компании также обратились и к драгоценной «классике»: золоту и платине. Кроме внешнего оформления, дизайнеры компании также экспериментировали с техническими решениями, усложнениями и различными функциями, ювелирными разрешениями.
Audemars Piguet начинает активно развивать свой успех, и линия Royal Oak становится самой узнаваемой линией компании. После успеха на Базеле компания выпускает часы из золота и платины. В течение семи лет после успеха на Базеле линия практически не претерпевает никаких изменений, удерживая на рынке одну из ведущих позиций.
|