Мало того, что часы Freak произвели переворот в области часового дизайна, - они были оснащены еще одной ошеломительной новинкой: двойным прямым спуском Людвига Ойшлина. С ним часы, ставшие подлинным произведением искусства, ознаменовали еще и революцию в часовой механике.
До этого такой спуск имелся лишь у старинных настольных часов, принадлежавших Ойшлину. Тот рассказывает:
«Спусковой механизм у них никуда не годился, и я заменил его другим, который стал прототипом моего двойного прямого спуска с двумя спусковыми колесами шестереночного типа».
О внедрении этого спуска в производство он хлопотал уже несколько лет, но Шнидер никак не соглашался.
«Помню, однажды он пришел ко мне в кабинет и с гордостью поставил на стол эти свои часы, - рассказывает Шнидер. - «Ну и что?» - спрашиваю. - «Да вы загляните внутрь. Смотрите, какой спуск». Спуск и правда выглядел внушительно. Но что-что, а спусковые механизмы у нас обычно забот не вызывали: на анкерный спуск не жалуются. Притом в обычных наручных часах его все равно не видно. И я тогда решил, что обойдемся без него. Людвиг здорово расстроился. А вот Пьер Гигакс очень этим спуском увлекся и стал подбирать материал для колес, чтобы его можно было использовать в наручных часах».
Когда же дело дошло до разработки Freak, Шнидер оценил возможности изобретения Ойшлина:
«Если спуск находится там, где у обычных часов циферблат, его хорошо видно. К тому же он фактически указывает минуты. И я подумал: "Что ж, для этих часов такой спуск пригодится».
Между тем до Базельской выставки 2001 г. времени оставалось в обрез. Разработчики едва успевали. «В какой-то момент я уже хотел им сказать: «Не можете довести до ума двойной прямой спуск - и не надо: поставим швейцарский анкерный, - признается Шнидер. - Но Пьер - молодец: справился».
Пьер Гигакс замечает: «На какие-нибудь обычные часы мы бы такой спуск поставили, но, когда Людвиг задумал создать Freak, мы поняли: здесь он подходит идеально. Здесь эта диковинка смотрится так выигрышно - лучше не придумаешь».
Одно из самых внушительных достоинств часов Freak - простота, логичность и продуманность конструкции. Они как японские трехстишия хайку, где слов немного, а чувства автора переданы в полной мере. Та же экономность заметна и у Freak, где одни и те же детали служат элементами механизма и одновременно указывают время: минимализм в своем лучшем проявлении. Часы Freak сконструированы как карусельный турбийон с недельным запасом хода. Если у обычных турбийонов спусковой механизм каждую минуту совершает оборот вокруг оси балансового колеса, то у карусельного ось балансового колеса не совпадает с осью вращения каретки. Он потому и карусельный, что по конструкции похож на карусель.
Представьте себе карусель, где вместо деревянной лошадки на краю круглой платформы - баланс, и вы поймете, что такое карусельный турбийон. Регулирующее устройство у него расположено не в центре вращения, а на периферии. Механизм Freak напоминает трехслойный пирог. Нижний слой - это массивная ходовая пружина. От одного вида этой мощной часовой мышцы захватывает дух. Freak есть чем гордиться: сегодня ходовой пружины такого размера нет больше ни у одних часов. Эта исполинская спираль, чей диаметр равен диаметру корпуса, обладает такой мощью, что ее стараниями часы ходят без подзавода целую неделю. Чтобы это чудище набралось сил, достаточно четырнадцать раз повернуть заднюю часть корпуса против часовой стрелки. При этом рычаги на заднике корпуса вращают триб заводного барабана, и спираль стягивается к центру, как кобра, готовящаяся к нападению.
Второй слой начинки - синий заводной барабан. Этот плоский широкий цилиндр хранит энергию ходовой пружины, которая оживляет механизм. Такова особенность Freak: ходовая пружина - источник жизни всего организма часов. Раскручиваясь, она толкает укрепленное на барабане часовое колесо против часовой стрелки. Зубья часового колеса входят в зубчатую дорожку по периметру корпуса и, таким образом, весь барабан поворачивается по часовой стрелке. Благодаря хитроумному соизмерению крутящего момента пружины и числа зубьев у колеса и у дорожки барабан совершает полный оборот ровно за двенадцать часов. На барабане имеется золотая стрелка: она-то и служит указателем часа. Часовое колесо приметного синего цвета поворачивает и центральный триб, от которого энергия ходовой пружины поступает на колеса передаточного механизма, относящегося к третьему слою механической начинки.
Третий слой - это карусельный турбийон, расположенный в том месте, где обычно крепятся стрелки. Механизм турбийона заключен в причудливый стреловидный мост, изготавливаемый особым образом: его фрезеруют, обрабатывают на электроэрозионном станке, чтобы придать четкость хитрым внутренним углам, а потом тщательно доводят вручную. На одном конце моста помещается переменный инерционный баланс, управляемый фирменным изобретением - бессмазочным двойным непрямым спуском. На
противоположном конце находится колесо, зацепленное с дорожкой по периметру часов, а соединяет их передаточный механизм, расположенный вдоль моста-стрелки. Этот мост и служит местом, где на глазах зачарованного владельца часов оживает миниатюрная механическая вселенная.
Происходит это так. Энергия, сообщаемая часовым колесом центральному трибу, передается по спусковому мосту. Сцепленные зубьями ходовые колеса, поворачиваясь, задают темп раскручивания пружины. Пружина производит энергию, а баланс регулирует ее подачу, то открывая, то перекрывая канал ее поступления своими колебаниями.
А вот как подается энергия ходовой пружины на балансовое колесо. От заводного барабана она поступает к синему часовому колесу, а с него - на зубчатый триб, представляющий собой нижнюю часть центральной оси. Отметим, что зубцы часового колеса сцепляются и с зубцами триба, и с зубцами дорожки по периметру корпуса. Затем энергия передается от центрального триба на первое, самое дальнее колесо посредством этой самой дорожки. Дело в том, что базовая платина спускового моста жестко зафиксирована на центральном трибе, и когда триб поворачивается, платина поворачивается вместе с ним, а первое колесо «отталкивается» от дорожки.
Для большей ясности такое сравнение: двигатель автомобиля сообщает энергию колесам. Колеса же отталкиваются от дорожного покрытия и придают движение автомобилю. «Собранная» таким образом с дорожки энергия ходовой пружины передается по спусковому мосту на спусковые колеса, постоянно испытывающие напряжение. Оттуда она через вариатор наконец доходит до баланса. Тут часть энергии расходуется на то, чтобы баланс разблокировал спусковое колесо и получил дальнейший импульс.
Между вторым и третьим слоями механизма вставлено сапфировое стекло с арабскими цифрами. Расположено оно на равном расстоянии между часовой стрелкой на вращающемся под стеклом барабане и стрелкой минутной, установленной поверх первого колеса спускового моста. Время выставляется поворотом ободка. Что при этом происходит, станет яснее, если еще немного углубиться в конструкцию этих удивительных часов.
Центральная ось Freak состоит из трех частей. Нижняя - центральный триб с цапфой, которая свободно вращается в камневой основе. Если посмотреть на часы сзади, этот камень, закрепленный тремя синеными винтами, сразу же бросается в глаза. Средняя часть оси - сама базовая платина и спусковой мост. Если бы ось представляла собой цельный стержень, она бы прошивала насквозь одно из передаточных колес, которое, разумеется, в таком случае не могло бы вращаться.
Верхняя часть - это тоже цапфа, которая опирается на верхний камень. Этот камень спрятан в золотом «шатоне», расположенном точно по центру наружного сапфирового стекла. Когда ободок поворачивают, поворачивается и верхняя зубчатая дорожка на нем, в которую входят зубцы первого колеса на спусковом мосту. Таким образом, при повороте ободка по часовой стрелке первое колесо поворачивает спусковой механизм, а с ним и «минутную стрелку» в противоположном направлении. Из этого ясно, сколько хлопот производителям таких часов доставляет ось: она должна быть безукоризненна
прямой и хорошо центрированной - и это при том, что состоит она из трех частей. Чтобы этого добиться, необходимо идеально выровнять обе камневые основы, хотя они и располагаются в двух наиболее удаленных друг от друга точках корпуса.
Поскольку в часах Freak вращение механизма напрямую связано с разматыванием ходовой пружины, перевод стрелок в известной степени сказывается на запасе хода. Переводя стрелки вперед, Вы раскручиваете пружину, и с каждым полным поворотом ободка время хода сокращается на час; при повороте же стрелок назад, напротив, на час увеличивается. Но так как запас хода у Freak рассчитан на семь суток, то плюс-минус
час - время несущественное. Притом механизму не грозит повреждение, даже если при полном заводе перевести стрелки назад.
Главная трудность при сборке Freak, по словам Пьера Гигакса, - установка механизма в корпус.
«Становой хребет «Фрика» - две цапфы: одна сверху - между спусковым мостом и стеклом, другая снизу - между барабаном и задней крышкой, - говорит Гигакс. - На последнем этапе сборки их необходимо точно выровнять по одной линии. Иначе, когда механизм помещают в корпус, они при малейшем нажатии могут сместиться от центра».
Шнидер добавляет: «Обзавестись Freak мечтают многие: спрос такой, что мы едва справляемся. Выпуск очень ограничен: для изготовления таких часов нужна сноровка, которой обладает далеко не каждый мастер. На последнем этапе сборки требуется нечеловеческая точность, но, если часы собраны как надо, ходить они будут безупречно».
Да, при сборке часов часовщикам приходится нелегко. Механизм должен быть идеально отлажен еще до помещения его в корпус, потому что если потом понадобится его извлекать, чтобы перенастроить инерционные винты балансового колеса, то все неимоверные усилия, затраченные на установку механизма в корпус, пойдут насмарку. Поэтому спусковой механизм каждых часов Freak предварительно отлаживают при помощи специального инструмента, который подает крутящий момент на центральный триб. Только так баланс можно тщательно отрегулировать, не собирая часы до конца. |