Торговые отношения между Швейцарией и Россией начали развиваться еще в эпоху средневековья. Следуя примеру Равенсбургской компании – крупной торговой фирмы на юге Германии, компания Дисбаха-Ватта, расположенная в Берне, отправляла своих торговых представителей в Москву и балтийские регионы, находившиеся в то время под управлением шведов. Компании занимались экспортом и импортом товаров в Европу. Дисбах-Ватта осуществляла торговую деятельность во многих городах, расположенных на территории современной Швейцарии.
Позже, во времена правление Петра Великого, генерал Франсуа Лефорт внес огромный вклад в укрепление связей между двумя государствами.
Сведения о первых швейцарских часовых мастерах и ювелирах в России датируются 1742 годом и тесно связаны с именем Пьера Адора, ювелира императрицы Екатерины II. Как и другие главы государств эпохи Просвещения, Екатерина Великая старалась основать часовые мануфактуры в своей стране, поэтому был ряд швейцарских часовых домов, осуществлявших торговую деятельность на территории России.
Швейцария была практически единственным поставщиком часов в Россию. Из всех серий экспортируемых швейцарских часов особым спросом пользовались часы с крышкой, которые крепились на запястье, выполненные из золота или серебра, а также необычные часы с репетиром или с гравировкой.
Позднее, в 1848 году, Антуан-Норбер де Патек, являющийся основателем женевской часовой фабрики Pаtek, Czapek & Cie, совершил свою первую поездку в Россию.
После того, как Николай I подавил варшавское восстание, поляки были вынуждены эмигрировать в Западную Европу. И хотя часовых мастеров польского происхождения отправляли в ссылку, это не стало препятствием для распространения часовой продукции на территории России.
Антуан-Норбер де Патек легко наладил контакты с часовыми мастерами и создал множество представительств в некоторых российских городах. Антуан-Норбер де Патек и Жан-Адриен Филипп, после прихода которого в 1851 году компания Patek была переименована в компанию Patek Philippe & Cie, не желали останавливаться на достигнутом и хотели привлечь все больше российских клиентов. Добившись желаемого результата в 19-м веке, дом Patek Phillipe насчитывал в числе своих клиентов всю российскую аристократию, включая императорскую семью. В 1895 году CEO компании Patek Philippe & Cie Жозеф Антуан Бенасси-Филипп, являющийся зятем Жан-Адриена Филиппа, предложил царю Николаю II модель карманных часов с усложненными функциями. Оценив часы по достоинству, императорский двор поручил дому Patek Philippe изготовление всех часов, но в связи с многочисленными заказами перегруженная компания отказалась от предложения. Императорский дом решил выразить благодарность компании Patek Philippe за подарок императору и доставил на склад компании винный сервиз, включавший ковш и двенадцать резных позолоченных эмалированных чаш. Набор был помещен в дубовую шкатулку с гербом дома Романовых – российской императорской семьи. |