Производство наручных часов представляет собой сплав технически совершенных механизмов, собираемых вручную опытнейшими мастерами, визуальную составляющую, воплощенную в дизайнерское решение, а также материальную ценность, коллекционную и ювелирную. К этим составным частям мануфактура Vacheron Constantin Swiss добавила еще и музыкальную. Речь, однако, идет не о репетирах, а о самой настоящей опере. В 2007 году свет увидел первый из запланированных пятнадцати экземпляров наручных часов линейки Metiers d’Art Chagall & l’Opera de Paris (в переводе - «в честь великих композиторов»). Эмалевый циферблат повторяет фреску, украшающую потолок Оперного театра Гарнье.
Это здание носит фамилию своего создателя -архитектора Шарля Гарнье. Ранее опера находилась на улице Ле Пелетье, но в 1858 году там было совершено покушение на тогдашнего французского императора Наполеона III, после чего монарх навсегда отказался посещать злосчастное здание. Строительные работы продолжались более 15-ти лет, однако даже после этого они были не вполне закончены. Прошло столетие, и в 1963 году пост министра культуры Франции занял Андре Мальро. Чиновник решил, что зданию Оперы необходима модернизация. В частности, Мальро решил украсить росписью потолок в театральном зале. С этим предложением министр обратился к Марку Шагалу, живописцу, графику и театральному художнику. Это решение вызвало много споров среди парижан - им не очень-то хотелось, чтобы работу над национальным достоянием Франции поручали иностранцу, выходцу из России. Однако, пораженный декорациями Шагала к балету «Дафнис и Хлоя», Мальро решения не изменил, о чем, кстати, никто в итоге не пожалел.
Фреска занимает в общей сложности площадь около 200 квадратных метров. Потолок Оперного театра имеет круглую форму, в самом центре расположена роскошная многоуровневая люстра. Она находится в круге с изображениями работ Глюка, Верди, Бетховена и Бизе. Шагал разделил остальной купол на пять секторов, сделав его похожим на цветок с пятью лепестками. Каждая секция имеет свой доминирующий цвет и представляет собой символическое изображение композиторов и их произведений. Синий лепесток занят Мусоргским («Борис Годунов») и Моцартом («Волшебная флейта»). Желтый сектор изображает «Лебединое озеро» Чайковского и «Жизель» Адама. Фавель («Жар-птица») и Стравинский («Дафнис и Хлоя») расположились на красном участке. Зеленый сектор - самый романтичный, он посвящен «Ромео и Джульетте» Берлиоза и «Тристану и Изольде» Вагнера. И наконец, белый стал фоном для Дебюсси («Мелисанда») и Рамо («Пеле»). Все это Шагал дополнил изображениями достопримечательностей Парижа. Свое произведение художник называл «цветным зеркалом шелков и блеска драгоценностей».
Прошло время, и в 2007 году, став меценатом и покровителем Парижской национальной оперы, мануфактура Vacheron Constantin к 30-летней годовщине создания ассоциации единомышленников «Друзья парижской оперы и балета» выпускает часы Вашерон Константин, циферблат которых - не что иное, как уменьшенная копия знаменитой фрески. Корпус имеет размер всего лишь 41 мм в диаметре, но на создание эмалевой росписи циферблата мастер Анита Порше потратила целых три месяца. Для создания точной копии она наносила фрагменты рисунка на белую основу кистью из 2-3 куньих волосков. Затем работа прогревалась до 800 и более градусов Цельсия, после чего наносился следующий слой. Как и оригинальную фреску Шагала, эту копию окружают 12 миниатюрных нимф, изготовленных ювелиром Жанной Ульрих. Несмотря на размер, не превышающий 2 мм., каждая из них обладает собственным выражением лица. Эти нимфы имеют и практическое значение - это и есть метки, обозначающие часовые интервалы.
Кроме этой модели наручных часов, Vacheron Constantin планирует выпуск еще 14 разновидностей в линейке Metiers d’Art Chagall & l’Opera de Paris. На этот раз каждый экземпляр будет посвящен одному композитору. Все пятнадцать вариаций будут выпущены в количестве одной штуки. Такие часы Вашерон Константин станут настоящей редкостью, если не сказать - экспонатом, достойным выставляться в музее. Замысел, безусловно, был весьма амбициозен, но воплотился в итоге в потрясающее произведение часового искусства.
|