Считается, что тенденция возвращения к так называемому «примитивному» искусству сейчас переживает бурный расцвет. Однако нельзя сказать, что художники и скульпторы раньше не обращались к этой теме. Сравните, к примеру, каменные человеческие фигуры на острове Пасхи, наскальные рисунки и изображения, украшающие древние храмовые постройки, с произведением кубистов и сюрреалистов. Художники, творившие в рамках этих течений, по сути стремились передать впечатление от людей и вещей, используя для отображения форм минимальное количество штрихов и деталей. Именно эта нарочитая простота делает произведение искусства кросскультурным, так что его символика понятна для людей, воспитанных в любых культурных традициях и имеющих любой уровень образования. Сегодня примитивизм — один из модных трендов, охватывающий различные сферы творчества и даже повседневную жизнь человека, когда речь идет об одежде или интерьерах.
Первое сознательное обращение к примитивной символике искусствоведы приписывают художнику Пабло Пикассо. «Африканское искусство? Никогда не слышал ни о чем подобном!» - утверждал великий испанец. Однако техника письма, использованная им в картине «Девушки из Авиньона» (1907 г.), убеждает в обратном. Именно эта работа Пикассо положила начало направлению, названному «кубизм». А вдохновило художника на ее создание посещение отдела этнографии парижского музея Трокадеро. С одной стороны, по признанию самого Пикассо, он был напуган, оставшись наедине с покрытыми слоем пыли индейскими куклами и масками. Эти впечатления и породили образы, позже воплощенные на холсте. Однако влияние предметов старинных культов — это вовсе не впечатление от форм, скорее, это особая энергетика, которую проще почувствовать, нежели высказать или воссоздать. Те же эмоции вдохновили и скульптора Джакометти на создание «Женщины-ложки» (1926 г.) после обнаружения в Кот Д'ивуаре рисунков местных племен.
Как не властно время над всегдашними архетипическими представлениями людей о себе и окружающем мире, так и любые представления о времени как таковом не меняют его сущности. Так что если отбросить сакральный смысл самих масок, именно предметы старины дают возможность ощутить бесконечность смены мгновений. Мастера компании Vacheron Constantin именно обращением к корням решили отметить 250-летний рубеж деятельности. Так появилась коллекция Vacheron Constantin Metiers d`Art Les Masques.
Женевский музей примитивного искусства Barbier-Mueller предоставил мастерам мануфактуры Vacheron Constantin материал для создания этих уникальных наручных часов. В результате было отобрано 12 масок, украсивших циферблаты. Раз в год выпускались комплекты Metiers d`Art Les Masques из четырех экземпляров. Мастерам удалось охватить четыре континента и три тысячи лет истории человечества. Эти уникальные наручные часы Вашерон Константин оригинал не имеют стрелок, а время, дата и день определяются с помощью особого механизма, представляющего собой систему дисков, обслуживающих четыре специальных окошка. Центр циферблата занят одной из уменьшенных копий масок. Каждую окружают надписи. Это посвященные маскам поэмы в прозе, которые сочинил Мишелем Буто. Материал, из которого изготовлены сами маски, различается по цвету, подчеркивая их неповторимость. Эти модели поистине украшают каталог часов Вашерон Константин. Это была весьма непростая задача, и мастерам пришлось долго экспериментировать со сплавами и старинными рецептами химического и гальванического окрашивания. В итоге каталог часов Вашерон Константин Metiers d`Art Les Masques несет изображения масок древних народностей Китая, Мексики, Габона, Японии, Индонезии, Аляски и Конго.
Коллекция Vacheron Constantin Metiers d`Art Les Masques стала своего рода синтезом исконных проявлений человеческой души, совокупности ощущений и накопленного за несколько тысячелетий опыта гениальных мастеров. Такие оригинальные часы Вашерон Константин купить можно только в комплектах по три штуки.
|