Абраама Луи Бреге ещё при жизни назвали «королём часовых мастеров и часовым мастером королей» и не зря: гениальный мастер первый изобрёл несколько величайших часовых изобретений, которые не только перевернули мир часоделия, но стали обязательными в моделях, претендующих на звание часов высшей категории.
В 1796 году Бреге изобретает особую спираль балансового колеса, особенностью которой стала изогнутая форма внешнего и внутреннего концов. Таким образом, период колебаний системы спираль-баланс не зависели от амплитуды колебаний (часовщики называют это явление изохронизм системы).
В 1795 году Бреге изобретает механическое устройство, которое становится революционным в области часового дела: изобретение часовщика повышает точность хода часов и до сегодняшнего дня остается одним из самых сложновыполнимых и престижных усложнений, которое может себе позволить не каждая часовая компания.
Турбийон (в переводе с французского «круговорот», «вихрь») – изобретение Абраама, которое стало визитной карточкой компании Breguet. Турбийон представляет собой механическое устройство, главной функцией которого является повышение точности хода. Это происходит благодаря двум особенностям конструкции механизма: за счёт компенсации влияния гравитации на анкерную вилку – единственную ассиметричную деталь в шестерёночном механизме часов, и благодаря особой, максимально равномерно распределяющейся смазке трущихся поверхностей механизма при смене горизонтальных и вертикальных положений механизма.
Анкерная вилка – часть анкерного механизма, состоящего из анкерного колеса, анкерной вилки и баланса (двойной маятник). Анкерный механизм представляет собой часть часового механизма, которая преобразует энергию заводной (главной) пружины в импульсы, которые передаются балансу для поддержания определённого периода колебаний, необходимых для равномерного вращения шестерёночного механизма.
Гениальное техническое решение французский часовщик изобрёл двести десять лет назад. Проблема, которую подметил талантливый часовщик заключалась в том, что вертикальное положение часов (речь идёт о карманных часах того времени) оказывает довольно большое влияние на точность хода. Вполне естественно, что многие часовщики этого времени пытались найти решение этой проблемы, однако именно Бреге стал автором решения этой задачи.
Его изобретением стал турбийон, - устройство, которое смогло компенсировать влияние гравитации на механизм. Решение, которое нашёл часовщик довольно просто в своём исполнении: Бреге заставил баланс, который совершал колебательные движения, вращаться вокруг своей оси. Результатом изменения движений баланса стало снижение частоты его колебаний при определённом угле поворота и компенсацией общего числа колебаний, благодаря увеличению числа колебаний при другом повороте. Итак, техническим решением этой задачи стал спуск, необходимый для передачи усилия, который Бреге установил на отдельный, вращающийся остов опоры оси баланса. Спуск состоял из анкерного колеса и анкерной вилки, главной функцией которых стало торможение вращения зубчатых колёс, тем самым превращая это движение в прерывистое.
Особенностью работы этого механизма стало вращательное движение анкерного колеса, которое преобразовывалось в колебательное движение анкерной вилки. В свою очередь анкерная вилка передавала импульс балансу, и от каждого перехода анкерного колеса на один зуб баланс получал импульс, отклоняясь до тех пор, пока не прекращалось противодействие силы волоска баланса.
Изобретение Бреге - турбийон - состояло из вращающегося каркаса (он же каретка, клеть, ротор), состоящего из двух частей, на котором был размещён баланс, анкерное колесо и анкерная вилка. Бреге поместил всю эту конструкцию на ось секундного колеса: в результате вся конструкция вращалась со скоростью один оборот в секунду, что и создавало впечатление «вихревого движения» в механизме.
Секундное колесо, на ось которого был прикреплён турбийон, Бреге неподвижно прикрепил в платине. Зубцы этого колеса часовщик сцепил с трибом анкерного колеса, которое располагалось в каретке. Оси вращения каретки турбийона и секундного колеса при этом совмещались. От поворота каретки турбийона вокруг своей оси приходил в движение триб анкерного колеса, который работал на спусковом устройстве: в результате он оборачивался вокруг секундного колеса, словно спутник планеты.
Колебания пружины часового механизма приводили в движение триб оси каретки, благодаря сцеплению с промежуточным колесом, а баланс, помещённый во внутрь каретки турбийона, вращался в той же плоскости, что и сама каретка.
И, обобщая вышесказанное, к основным признакам турбийона Бреге можно отнести: использование анкерного механизма, одноминутного периода вращения турбиойна, обеспечение движения каретки турбийона анкерным колесом и балансом, помещенным внутри каретки.
В 1801 году Бреге выправил патент на изобретение турбийона. Написав прошение Людовику 14-ому Бреге выправил право на собственность изобретения на 10 лет. В документах компании отмечено, что за период 1805-1823 годов компания изготовила около 50 экземпляров карманных часов, которые и были оснащены новым удивительным устройством – турбийоном.
Сегодня, спустя больше 200 лет, изобретение Бреге стало своеобразным пропуском в мир высокой профессиональной компетенции, пропуском в элитный круг часовых производителей. Конечно, за истекшее время со дня создания турбийона проблема точности хода уже не стоит так остро, ввиду появления наручных часов, электроники и стремительного развития микромеханики. Однако войти в число компаний, производящих наручные часы с тубийоном, по-прежнему остаётся заветной мечтой многих часовых компаний, а также независимых производителей. |